ошибочное толкование смысла этих предпочтений. Важно помнить, что логики не занимают весь
интеллектуальный рынок, а этики далеко не всегда брызжут эмоциями. Проясним этот вопрос
окончательно: логики умеют чувствовать, а этики умеют думать. Речь идет о том, чем они
предпочитают пользоваться при принятии решений. В худшем случае логики думают, что этики не
слишком хорошо соображают, а этики чувствуют,
что у логиков вместо сердца камень. В лучшем
случае логик в любой ситуации привносит в решение объективность, а этик понимание, как это
решение повлияет на других. Однако слишком часто логикам и этикам не удается понять друг друга да
они и не особенно стараются. А это неизбежно ведет к накоплению нерешенных проблем и взаимному
недовольству.
Как логики и этики принимают решения
Представьте себе двух родителей логика и этика, которые пытаются решить, следует ли
позволить дочери-подростку воспользоваться семейным автомобилем. Несколько дней назад они
обещали, что разрешат ей поехать на машине на вечеринку в пятницу вечером, но, увы, началась метель,
и теперь состояние дороги оставляет желать лучшего. Итак, появились новые «данные», и решение надо
пересмотреть. Проследите за мыслительным процессом логика и этика и обратите внимание, что логик
и этик могут разными путями прийти к одному и тому же решению, а выводы людей, принимающих
решение одним и тем же способом, могут оказаться противоположны. Характерно не само решение, а
путь,
который к нему привел. Итак, вот размышления, характерные для логиков и этиков (ключевые
слова выделены курсивом):
Аргументы за то, чтобы она взяла машину.
Логик: «Мы все можем извлечь из этого урок.
Воспитывая детей, мы учимся рисковать,
а
взрослея
учимся брать на себя ответственность.
Родители должны привыкать к тому, что дети
действуют самостоятельно: тогда им легче будет смириться с их самостоятельностью,
когда они
покинут родительский дом. Согласно моим расчетам,
в данном случае
преимущества нового опыта
перевешивают риск».
Этик: «Что бы я почувствовала,
если бы меня внезапно лишили обещанной машины, наплевав
на мои собственные чувства? Она очень расстроится, если ей придется звонить друзьям и просить их
подвезти ее ведь она планировала, что будет за рулем. На ее месте я была бы раздавлена и это
можно понять. Я не могу позволить себе быть такой бесчувственной».
Аргументы против того, чтобы она взяла машину.
Логик: «Воспитывать детей
сложная задача,
и порой приходится принимать нелегкие
решения. Не всегда эти решения нравятся всем, а иногда они на время делают человека несчастным. Но
в мои задачи как родителя не входит вызывать в людях симпатию и доставлять им удовольствие. Как
родитель, я должен принимать ответственные решения,
которые могут служить образцом для
подражания и отражать интересы всех окружающих».
Этик: «Помню, когда я была подростком,
мои родители выражали любовь ко мне разными
способами. В частности, они не всегда давали мне то, чего я хотела. Поначалу мне было больно и
обидно, но через некоторое время я понимала, что они поступают в моих интересах, потому что любят
меня и заботятся обо мне. Любящий родитель может сделать только одно: не давать ей машину».
И логики, и этики могут быть как очень решительными, так и очень нерешительными. Главное
здесь это процесс; вы заметили, что в приведенном примере логик размышляет объективно и
отстраненно, а этик ставит себя на место дочери? Оба они желают дочери добра, оба думают и оба
чувствуют, но пути, которыми они приходят к итоговому заключению, совершенно различны. Чаще
бывает, что логик и этик не понимают друг друга, и тогда оба они могут попасть в одну и ту же ловушку,
придумывая друг другу обидные прозвища и всячески критикуя противоположную сторону.
Как мы уже сказали, когда сравнивали четыре пары предпочтений, функция принятия решений
единственная функция, так или иначе связанная с полом человека: около двух третей всех мужчин в
США предпочитают логические решения, примерно такая же часть женщин этические. Поначалу
мужчины и женщины могут быть очарованы этим различием: противоположности действительно
притягиваются но ненадолго. При длительном общении этот фактор становится главным источником
|