из-за привязанности к ней «боялись причинить ей боль».
4.
Решение: Мы попросили их совершить несколько действий, в том числе поучаствовать в
перестановке ролей, чтобы каждая сторона услышала точку зрения оппонента. Мы попросили
начальницу вспомнить и повторить то, что она слышала от сотрудников (к примеру: «Я не согласен с
изменениями в программе Б»); мы попросили подчиненных воспроизвести ее вербальные и
невербальные реакции (прячет голову в плечи и хмурится, говоря: «Я ценю вашу критику, но...»). Стало
очевидно, что начальница подавала смешанные сигналы, которые сбивали с толку ее команду. Как
всегда, мы также попросили всех прочитать описания типов личности остальных и прокомментировать
их, особенно в тех аспектах, которые имеют отношение к проблеме.
5.
Соглашение: Договорились, что каждый раз, когда подчиненные получат смешанный сигнал
от начальницы, они должны обратить ее внимание на это. Начальница обещала, что немедленно
сообщит им, если ее чувства будут задеты; в ином случае они могут сделать вывод, что можно
продолжать выражать свое несогласие с ней.
После этого атмосфера значительно прояснилась. Привязанность осталась на месте, как и
сопротивление, но эффективность и результативность работы заметно выросли.
Советы по разрешению конфликтов
Вот несколько советов, которые за много лет доказали нам свою важность.
Экстраверты: остановитесь, посмотрите и послушайте. Экстраверты всегда думают, что могут
словами добиться разрешения большинства конфликтов. Но самое важное в этом процессе является для
них и самым трудным, а именно умение выслушать точку зрения оппонента.
Интроверты: выражайте свое мнение. Хотя часто это очень трудно, а иногда кажется
излишним, на деле совершенно необходимо высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос а
может быть, и не один раз, пока оппонент не прислушается к вашим словам. Когда конфликт касается
важных вещей, можно позволить себе слегка выйти за рамки своих привычек. Убедитесь в том, что вас
услышали.
Сенсорики: конфликты состоят не только из фактов. Несмотря на то что это кажется
ненужной тратой сил и, по-вашему, лишь добавит вопросу неопределенности, иногда важно взглянуть
на смягчающие обстоятельства. Если кто-то всегда спорит с вами, что бы вы ни говорили, вероятно,
проблема несколько шире, чем любая из конкретных спорных ситуаций.
Интуиты: не отклоняйтесь от темы. Когда возникает конфликт, интуиты обычно хотят связать
его с ситуацией в целом. Это не всегда имеет смысл или приносит пользу. Это может внести
неопределенность в конкретный вопрос и усложнить разрешение конфликта. Иногда лучше всего просто
уладить небольшой спор, чтобы потом спокойно перейти к более глобальным вопросам.
Логики: позвольте людям выражать свои эмоции. Логиков выводит из себя, когда кто-то
плачет на рабочем месте; точно так же они реагируют на объятия или другие выражения теплого
отношения. Но эти эмоции на работе или где-либо еще нераздельно связаны с разрешением
конфликтов. Даже если вы сами не можете выражать эмоции, вы не должны лишать других такой
возможности.
Этики: не бойтесь говорить то, что думаете. Если вы скажете то, что думаете, даже если это
что-то не очень приятное совершенно необязательно, что тут же наступит конец света. Слова,
которые кажутся вам жесткими и грубыми, необязательно покажутся таковыми представителям других
типов; вероятно, они, наоборот, оценят вашу прямоту и станут относиться к вам с еще большим
уважением. Если вы склонны к бурному выражению эмоций, не надо просить за это прощения или
чувствовать себя виноватым. Если вы не будете скрывать свои чувства, вам проще будет разрешить
любой конфликт.
Смешанные сигналы
В нашем производственном цехе есть два начальника этик и логик. Когда мы спросили их, как
идут дела, логик ответил, что ему приходится часто делать выговор одному сотруднику, который не
следует инструкциям. После чего этик сказал: «Ну да, и каждый раз, когда ты на него орешь, мне
|