интуитов в таких тестах обычно выше, чем у сенсориков.
А мы еще удивляемся, почему наша система образования часто кажется «неактуальной».
Типоведение проясняет причины этой «неактуальности». Как мы уже знаем, сенсорики
«деятели», их подход к жизни отличается практичностью. Поэтому для них «актуальное» образование
должно быть практичным, конкретным и приземленным. Такое образование ориентировано скорее на
конкретные профессиональные навыки и должно наилучшим образом подготовить сенсорика к рабочей
деятельности. Но с точки зрения профессора-интуита, теории никогда не бывает слишком много.
Тем не менее в нашей культуре дипломы вузов весьма ценятся, и чем выше уровень полученного
образования, тем лучше. Вообразите разочарование родителей, когда их ребенок подросток-сенсорик
заявляет: «Я не хочу поступать в институт!» или хуже того: «Я хочу быть автомехаником!»
Не всегда дела обстояли именно так. Сегодняшний автомеханик был мастером по металлу,
часовщиком или ремесленником. Эти профессии считались почетными. Но современная система
вознаграждений, основанная на теоретических знаниях, не способствует тому, чтобы люди стремились
получать такие «скромные» навыки и профессии, не говоря уже о том, чтобы идти в технические
учебные заведения. Вы, наверное, помните, что профессионально-техническое образование было
создано для тех, кто не мог добиться успеха в привычной сфере образования. Вероятно, в былые
времена наша система образования была более «сенсорной» тогда общество ценило и ремесленников,
и подмастерьев.
Таким образом, не обеспечивая должного уважения и вознаграждения определенным
профессиям, мы лишаем эти профессии привлекательности, что ведет к снижению качества обучения, а
следовательно к снижению качества работы: автомобили не ездят, самолеты не летают,
высокотехнологичным оборудованием невозможно пользоваться.
Дихотомия S-N ведет к тому, что сенсорики становятся деятелями в своей области врачами,
учителями начальных классов, инженерами и адвокатами, а интуиты начинают преподавать медицину,
педагогику и юриспруденцию. Это может послужить объяснением того, почему так много людей
считает высшее образование ненужным и неактуальным и почему повышается спрос на краткие курсы
практической подготовки по всем дисциплинам, от инженеров до преподавателей английского.
Другими словами, после долгих лет обучения чему-либо вы должны в течение года делать это, чтобы
достичь реальной компетенции точно так же, как подмастерье ремесленника. Вероятно, именно
сенсорик придумал поговорку о том, что специализация это «узнавать все больше о все более узкой
области, пока не окажется, что знаешь все ни о чем».
Не подлежит сомнению и авторство другой идеи: «Учит тот, кто ничего не умеет» наверняка
это сказал сенсорик. (А интуиты считают, что «тот, кто не может быть учителем, становится учителем
физкультуры» это чисто сенсорная деятельность.)
Типоведение и тесты
Еще одно различие между сенсориками и интуитами проявляется при прохождении тестов, где
время, данное на ответ, ограничено. Сенсорики предпочитают внимательно прочитать каждый вопрос
возможно, и не один раз, чтобы убедиться, что они правильно его поняли. Они не слишком
склонны верить первой же мысли, что придет им в голову. У интуитов все наоборот. Проходя тест, они
дают ответ, который первым пришел им в голову, даже если они не до конца поняли вопрос. Есть
основания предположить, что такие тесты удобнее для интуитов.
Еще одно различие в подходах к прохождению тестов связано с логикой и этикой. В 1973 году
два исследователя, изучая группу студентов Говардского университета, выяснили, что интровертные
логики лучше, чем экстравертные этики, запоминают последовательность чисел, а экстравертные этики
лучше, чем интровертные логики, запоминают лица людей. Это не означает, что этики не могут
оперировать числами, а логики не могут запоминать лица. Это означает лишь, что они затрачивают
разное количество энергии на эту деятельность. Логики помнят числа, а этики помнят лица, но если в
тесте представлены только числа, то этики неизбежно окажутся в невыгодном положении, и их
результаты будут ниже. Эта тенденция преследует нас на протяжении всего процесса обучения, но ярче
всего она проявляется в высших учебных заведениях. Вот типичный пример: наш клиент, интровертный
|