Принуждая ребенка есть тогда и то, что считаем необходимым мы, а не его организм, рискуем
просто-напросто отравить его. Слишком сильно сказано?..
Острые отравления всем известны: проявляются бурно. А хронические могут иметь вид
безотчетных недомоганий, непонятных простуд, головных болей, немотивированной конфликтности,
капризности или вялости...
Войдем в положение человека, ежедневно много лет подряд принимающего пищу не потому, что
это нужно ему, а потому, что это нужно кому-то другому.
(«Ну, за маму.. За папу.. За дедушку.. За того мальчика..»)
Как он впоследствии сможет
- отличать истинные, СВОИ желания от чьих-то посторонних,
навязанных - потребности от псевдопотребностей, - когда все сбивается и путается на корню? «Почему
он стал пить?» «Почему курит, ведь это так отвратительно?!» Почему?.. Поищите одну из главнейших
причин в раннем детстве, когда он стал есть, несмотря на то что это ему было отвратительно.
«Почему ничем не интересуется, ничего не желает делать, ни к чему не стремится?»
А знакомо ли вам слово «пресыщение»? Знаете ли, как оно всесторонне?..
Запомним: ребенок, систематически принуждаемый к еде, неизбежно вырабатывает негативизм,
отрицательное отношение, - и не только к пище.
«Эти взрослые только и делают, что заставляют есть... Только и делают, что заставляют...»
Детство - время обобщений. Отвращение к еде легко переходит в отвращение к людям, в негативизм ко
всему и вся. Представим себе на миг, что весь мир стал Навязывающим, Принуждающим... Ежедневная
необходимость сопротивляться, сдаваться или притворяться сдающимся...
- Насчет кормления у нас вообще проблемы не было, - пишет мне читательница, счастливая мама
двоих выросших здоровых, жизнерадостных дочек.
- Как бы и кто бы меня ни убеждал кормить детей по часам, я кормила только тогда, когда они
действительно захотят есть.
И не надо было кушать за маму, за папу, не надо было прыгать вокруг них козликом и
рассказывать сказки для улучшения пищеварения. Я рассуждала так: если бы рядом со мной сидел
великан и совал мне в рот ложку, когда я не хочу есть, что бы я сделала? Я бы выплюнула все, бросила в
него ложку и убежала!»
Благонамеренные принудители, имейте в виду: своим каждодневным насилием вы подавляете у
ребенка способность наслаждаться жизнью и радоваться - святое право каждого существа.
Убиваете аппетит к жизни, способность к любви и счастью. Закладываете мины и под телесное
здоровье, и под душевное...
Режим - для ребенка!
Да, режим - это хорошо. Да, мы за режим!
Но в своей способности к режиму и ритму жизни дети (и взрослые) так же различны, как и в
любых других способностях. Одним дается легко, другим трудно, а третьим и вовсе нет - и того хуже:
противопоказан!
«Ритмики» и «дизритмики» выявляют себя уже с младенчества. С одним никаких проблем,
функционирует как часы. С другим круглые сутки наперекосяк.
«Болен... Ненормален?!».
Нет, мама и папа, нет, бабушка и дедушка. Совсем не обязательно болен. Может быть, даже
наоборот: здоровей многих прочих. А просто он вот такой, такая его природа.
Трудно, конечно. Приспособлять надо? Надо. Но...
Взвесим спокойно: что приносит больше вреда: отсутствие режима, его усложненность и
переменчивость - или изнурительная и бесплодная борьба за режим простой, солдатский, удобный для
взрослых и пыточный для ребенка? Самотек или война с самотеком?..
Упертых фанатов расписания хочется иногда спросить: а зачинали и рожали вас тоже по
расписанию?.. Взглянув на часы - ать-два?..
|