не получается ничего, сначала похвалим! - похвалим щедро, усердно!
Будем хвалить и дальше - за малейшие попытки достигнуть желаемого, за попытку к попытке!
Вот он, главный рычаг воспитания - опережающее одобрение, внушение веры в себя -
Задаток! - Аванс! - Подъемные!
Ты это хочешь! Ты это сможешь!
Ты это почти можешь! Ты уже можешь!
Ты делаешься сильнее, смелее, умнее,
Ты лучше, чем кажется даже тебе самому!..
Рецепт хорошего чая - не жалейте заварки!
Поздравим с двойкой
Да, да, всерьез! Не забудем легко, весело поздравить ребенка с первой школьной отметкой, даже
если это всего лишь двойка. (Никакой грамотный и человечески нормальный учитель, правда, ни за что
не поставит своему ученику такую отметку впервой, с ходу, на свежачка. Говоря строго, такая двойка -
не что иное, как террористический акт против детской психики, и большое счастье, если ребенок этого
еще не умеет чувствовать.)
«Ну молодец, поздравляю. Лиха беда - начало!» «Ого, пару уже заработал? Нормально, могли бы
и нуль поставить...» А если: «Двойка?.. Эх ты!.. Что ж ты... Не стыдно, а?» - с вероятностью 99% сразу и
навсегда отобьем охоту учиться. Имей в виду, мама! Имей в виду, папа! Уже с детского сада, а потом в
школе и институте душа ребенка пытается уцелеть посреди оценочного террора.
Педагогические рэкетиры ужасны, самые жадные и безжалостные среди них уже давно и
цинично срастили отметку с бизнесом. Не позволь оценке сожрать душу твоего малыша (даже если этот
малыш уже выше тебя ростом) - всегда будь на стороне детства, на солнечной!..
Два мгновения для целебного одобрения
Похвали своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! - не бойся и
не скупись, даже если собственное настроение никуда... (Кстати, это и средство его улучшить!) Твое
доброе слово, твое объятие, поцелуй, ласковый взгляд - подпитка душевная на весь долгий и трудный
день, не забудь!.. И на ночь - не отпускай во тьму без живого знака живой любви...
Начинайте с задатка. хвалите за то, чего добиваетесь
Равно для детей и для взрослых! - Всякое повышение требований начинать с похвалы.
Точно и четко: не всякое требование, а всякое повышение требований - стать более
самостоятельным, выполнять больше работы, работать лучше, стать лучше. Да! - с одобрения! - с
признания достоинств и достижений, с похвалы хотя бы самой пустячной, с аванса, с задатка, с
«подъемных»! Вдохновить любым способом. Кроме шаблонов, годится все!
Потом можно будет свободнее и высказывать недовольство, и требовать большего.
Все авансы исчерпаны?
Так... Ну а если все скромные достоинства уже хвалены и перехвалены, а новых не прибавляется?
Если достижений в наличии не имеется, а вовсе наоборот? Если все авансы исчерпаны и, увы, не
оправдались?.. Может ли быть такое?.. Как посмотреть.
У ребенка нашего, как и у нас, наверняка есть достоинства, которые мы не замечаем или не
считаем за таковые. Стоит подумать, вспомнить, сравнить... А вдруг он еще ни разу в жизни не солгал?
Не пожелал никому зла и не расположен?..
«Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Есть, наверное, и незамеченные достижения?.. Вот,
например, каким-то непостижимым образом привык, приходя -домой, снимать грязную обувь (а папа
|