Забавный случай произошел с У. Клементом Стоуном. Вот что ему вспоминается:
«Когда я был маленьким мальчиком, мне нравились лягушачьи и лапки. Однажды в
ресторане мне подали очень крупные лягушачьи лапки, и они мне не понравились. И тогда я
решил, что не люблю крупные лягушачьи лапки.
Несколько лет спустя я зашел в другой ресторан, и увидел в меню лягушачьи лапки.
Вот какой разговор у меня был с официантом.
Это маленькие лягушачьи лапки?
Да, сэр!
Вы уверены? Я не люблю большие.
Да, сэр!
Если они маленькие, я закажу.
Да, сэр!
Когда официант принес блюдо, я увидел гигантские лягушачьи лапки. Испытывая
раздражение, я сказал:
Это совсем не маленькие лапки!
Меньше мы не смогли найти, сэр, ответил официант.
Я рассердился, но все же принялся есть. И они мне так понравились, что захотелось,
чтобы они были еще крупнее.
Я получил урок логики.
Анализируя происшествие я понял, что мои заключения относительно крупных и
мелких лапок были основаны на неверной посылке. Не размер лягушачьих лапок делал их
невкусными. Просто те большие лапки, которые я ел в первый раз, не были свежими. А я
приписал свою неудовлетворенность не их свежести, а размеру»
Паутина мешает точности мышления, если мы начинаем с неверной посылки. Очень
многие рассуждают неверно, позволяя многочисленным словесным символам загромождать
мозг ложными предпосылками. Такие слова и выражения, как всегда, только, никогда, ничто,
все, каждый, никто, нельзя, невозможно, либо то, либо другое, почти всегда слишком
категоричны или не совсем точны и приводят к ложным предпосылкам. И, следовательно,
когда ими пользуются, логика оказывается искаженной.
Самое важное слово любого языка
Один студент Колумбийского университета пришел к преподобному Г. Фосдику. Едва
переступив порог, заявил:
Я атеист! И усевшись, вызывающе говорил: Я не верю в бога.
Пожалуйста, опишите мне бога, в которого вы не верите.
Молодому человеку пришлось задумать, как происходит это делать всякому, кому
задали вопрос, на который нельзя ответь только «да» или «нет». Доктор Фосдик знал, что
правильно сформулированный вопрос может смести паутину отрицательного мышления с
сознания студента.
Немного погодя студент попытался описать бога, в которого он не верит. Он нарисовал
довольно четкую примитивную картинку.
Что ж, заметил доктор Фосдик, когда студент закончил. Если это бог, в которого
вы не верите, то я в него тоже не верю. Так что мы с вами оба атеисты. Тем не менее,
продолжал он, перед нами по-прежнему вся вселенная. Что вы о ней думаете о ее
происхождении и смысле?
И еще не покинув доктора Фосдика, молодой человек обнаружил, что является совсем
не атеистом, а наоборот, верующим. Он верит в бога.
Фиксированные идеи
Часто именно фиксированные идеи являются корнем проблем человека.
|