«Она доведет меня до психушки». («Я не виноват. Моей эмоциональной жизнью
управляет нечто, мне неподвластное»).
«Я не могу этого сделать. Мне некогда». («Я завишу от внешних обстоятельств в
данном случае от дефицита времени»).
«Если бы у моей жены было больше терпения!» («Мой жизненный успех зависит от
чьего-то поведения или отношения»).
«Я должен это сделать» («Обстоятельства или другие люди вынуждают меня поступать
так, а не иначе. Я не располагаю свободой выбора»).
РЕАКТИВНАЯ РЕЧЬ
ПРОАКТИВНАЯ РЕЧЬ
Ничего не поделаешь.
Переберем варианты.
Так уж я устроен.
Поищем другой подход.
Она доведет меня до психушки.
Я контролирую свои эмоции.
Мне ни за что не дадут эту работу.
Попробую доказать свою полезность.
Я вынужден так поступить.
Можно поступить иначе.
Я не умею.
Постараюсь.
Я должен.
Предпочитаю...
Если бы...
Обязательно сделаю.
Речь реактивной личности обусловлена базовой парадигмой детерминизма
(обреченности). Весь ее строй нацелен на уход от ответственности. «Я ни за что не отвечаю,
у меня нет свободы выбора».
Мне очень нравится в «Ветхом Завете» легенда об Иосифе, одна из ключевых для
понимания христианской традиции. Когда Иосифу исполнилось семнадцать лет, братья
продали его в рабство в Египет. Представляете, какой соблазн купаться в жалости к самому
себе, вынужденному прислуживать Потифару; проклинать вероломство братьев, тупость
хозяев и лишения! Но Иосиф был проактивной личностью; он старался БЫТЬ. И в скором
времени уже управлял всем хозяйством Потифара, потому что снискал его доверие.
Потом случилось так, что Иосиф был застигнут в двусмысленном положении и почел
недостойным оправдываться. В результате он был несправедливо осужден и на целых
тринадцать лет заключен в тюрьму. Но и там он проявил проактивный подход «от
внутреннего к внешнему», старался БЫТЬ, а не ИМЕТЬ, и через некоторое время управлял
тюрьмой, а затем и всем Египтом, став вторым лицом в государстве после фараона.
Я отдаю себе отчет, как трудна и драматична для многих подобная ломка стереотипа.
Куда как легче сваливать вину за свое бездействие на других людей и обстоятельства. Но
|