Если вопрос о том, что есть человек, изначально представлен в философии, то сам термин ан-
тропология появился в ней очень поздно. В 1501 году лейпцигский магистр Магнус Хундт опубли-
ковал книгу под названием Anthropologium de hominis dignitate, natura et proprietatibus
2*
. В 1594
году Отто Касман, ректор в Штаде, написал Psychologia antropologica (Антропологическую пси-
хологию), вторая часть которой появилась двумя годами позже. Историю философской антропо-
логии как дисциплины можно проследить в немецкой академической философии вплоть до конца
XVI века. Но лишь в конце XVIII века в философской антропологии происходит своего рода про-
рыв Наряду с некоторыми публикациями¹ по данной теме необходимо назвать кантовскую лек-
цию Антропология в прагматическом отношении (1772-1773). Предмет этой лекции человек,
равно как и реальный мир, в котором он живет и должен вести себя сообразно с миром
(weltklug), а для этого ему требуется знание человека. Антропология (если иметь в виду обозна-
ченную тенденцию) представляет собой вид жизненной философии, которая с помощью метафи-
зических формул пытается понять всего человека в его жизненной действительности. После Канта
были и другие немецкие философы, такие как Шульце, Фрис, Фейербах и молодой Фихте, а также
Дильтей, которые понимали под антропологией знание о специфической сущности человека и об
особенностях его физической, психической, моральной, духовной и культурной жизни.
Наряду с этим характерным для немецкой академической философии направлением, способст-
вовавшим оформлению философской антропологии, в западно-европейских странах Франции и
Англии имели место и другие направления. В этой связи уместно вспомнить о философии мора-
ли, которая при изучении жизненных обычаев человека, его mores, moeurs или morals, часто
давала скептическое описание человека. В 1580 году Монтень отец-основатель философии мо-
рали во Франции опубликовал свои Essai (Опыты), за которыми позднее последуют размыш-
ления, максимы и афоризмы Ларошфуко и Лабрюйера. В Англии следует назвать графа Шефтсбе-
ри с его произведением The moralists (Моралисты), направленным против трактата De homini
(О человеке) Томаса Гоббса, а также необходимо упомянуть Александра Попа и его Essay on
Man (Эссе о человеке), первая фраза которого звучит программно The propes study of mankind
is man
3*
. Эта традиция истории духа разовьется позднее в этнологическую дисциплину cultural
antropology
4*
.
Задержимся еще на мгновение на развитии философской мысли в немецком языковом про-
странстве. Идейный поворот к натурализму в конце XIX начале XX веков привел к узурпации
понятия антропологии эмпирическими социальными науками, и в особенности такими, как биоло-
гия человека, генетика и наука о расах. Только в конце 20-х годов, а точнее в 1927 году, феномено-
лог Макс Шелер (1874-1928) в работе Положение человека в космосе возродил понятие антропо-
логии в его исконно философском значении. Это произведение Шелера, вместе с его известной
работой Человек и история, заставило вновь осознать антропологию как абсолютно философ-
скую дисциплину. Более того, Шелер, как и некоторые другие после него, решился утверждать, что
в известном смысле все центральные проблемы философии сводятся к вопросу о том, что такое
человек и какое метафизическое положение занимает он среди всего бытия, мира и Бога².
Важнейший импульс философских произведений Шелера, вероятно, связан с тем, что вопрос о
человеке перестал рассматриваться как априорно философский и он должен был быть возвращен
философии или одной из ее дисциплин. Этот вопрос уже нельзя было, как это в XIX веке случалось,
оставлять эмпирическим наукам. Из работы Макса Шелера следует, что, несмотря на такое коли-
чество знаний о человеке, которого никогда еще не было, все же никто не знает, кто такой человек:
человечество таково мнение Шелера при всех своих исследованиях потеряло из виду самого
человека³. Это утверждение, связанное с появлением учения о человеке, охватывающего все его
особенности, способствовало, и весьма значительно, становлению философской антропологии как
дисциплины. Немногим позднее появилось другое фундаментальное произведение по философ-
ской антропологии, которое, однако, в отличие от сочинений Шелера, очень поздно привлекло к
себе внимание. Имеется в виду антропология Гельмута Плеснера. И то же самое можно сказать об
опубликованной в 1927 году книге Мартина Хайдеггера, которая внесла свой вклад в развитие этой
старой и одновременно новой дисциплины, хотя Хайдеггер отрицал всякое антропологическое
2*
«Антропология человеческого достоинства, природы и его особенности» (лат.) прим. перев.
и ред.
3*
человечество должно изучать человека (англ.) прим. перев. и ред.
4*
культурная антропология (англ.) прим. перев. и ред.
|