Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 53 
Next page End  

Если вопрос о том, что есть человек, изначально представлен в философии, то сам термин “ан-
тропология” появился в ней очень поздно. В 1501 году лейпцигский магистр Магнус Хундт опубли-
ковал книгу под названием “Anthropologium de hominis dignitate, natura et proprietatibus”
2*
. В 1594
году Отто Касман, ректор в Штаде, написал “Psychologia antropologica” (“Антропологическую пси-
хологию”), вторая часть которой появилась двумя годами позже. Историю философской антропо-
логии как дисциплины можно проследить в немецкой академической философии вплоть до конца
XVI века. Но лишь в конце XVIII века в философской антропологии происходит своего рода “про-
рыв” Наряду с некоторыми публикациями¹ по данной теме необходимо назвать кантовскую лек-
цию “Антропология в прагматическом отношении” (1772-1773). Предмет этой лекции – человек,
равно как и реальный мир, в котором он живет и должен вести себя “сообразно с миром”
(weltklug), а “для этого ему требуется знание человека”. Антропология (если иметь в виду обозна-
ченную тенденцию) представляет собой вид жизненной философии, которая с помощью метафи-
зических формул пытается понять всего человека в его жизненной действительности. После Канта
были и другие немецкие философы, такие как Шульце, Фрис, Фейербах и молодой Фихте, а также
Дильтей, которые понимали под антропологией знание о специфической сущности человека и об
особенностях его физической, психической, моральной, духовной и культурной жизни. 
Наряду с этим характерным для немецкой академической философии направлением, способст-
вовавшим оформлению философской антропологии, в западно-европейских странах – Франции и
Англии – имели место и другие направления. В этой связи уместно вспомнить о философии мора-
ли, которая при изучении жизненных обычаев человека, его “mores”, “moeurs” или “morals”, часто
давала скептическое описание человека. В 1580 году Монтень – “отец-основатель” философии мо-
рали во Франции – опубликовал свои “Essai” (“Опыты”), за которыми позднее последуют размыш-
ления, максимы и афоризмы Ларошфуко и Лабрюйера. В Англии следует назвать графа Шефтсбе-
ри с его произведением “The moralists” (“Моралисты”), направленным против трактата “De homini”
(“О человеке”) Томаса Гоббса, а также необходимо упомянуть Александра Попа и его “Essay on
Man” (“Эссе о человеке”), первая фраза которого звучит программно “The propes study of mankind
is man”
3*
. Эта традиция истории духа разовьется позднее в этнологическую дисциплину “cultural
antropology”
4*
Задержимся еще на мгновение на развитии философской мысли в немецком языковом про-
странстве. Идейный поворот к натурализму в конце XIX – начале XX веков привел к узурпации
понятия антропологии эмпирическими социальными науками, и в особенности такими, как биоло-
гия человека, генетика и наука о расах. Только в конце 20-х годов, а точнее в 1927 году, феномено-
лог Макс Шелер (1874-1928) в работе “Положение человека в космосе” возродил понятие антропо-
логии в его исконно философском значении. Это произведение Шелера, вместе с его известной
работой “Человек и история”, заставило вновь осознать антропологию как абсолютно философ-
скую дисциплину. Более того, Шелер, как и некоторые другие после него, решился утверждать, что
в известном смысле “все центральные проблемы философии сводятся к вопросу о том, что такое
человек и какое метафизическое положение занимает он среди всего бытия, мира и Бога”²
Важнейший импульс философских произведений Шелера, вероятно, связан с тем, что вопрос о
человеке перестал рассматриваться как априорно философский и он должен был быть возвращен
философии или одной из ее дисциплин. Этот вопрос уже нельзя было, как это в XIX веке случалось,
оставлять эмпирическим наукам. Из работы Макса Шелера следует, что, несмотря на такое коли-
чество знаний о человеке, которого никогда еще не было, все же никто не знает, кто такой человек:
человечество – таково мнение Шелера – при всех своих исследованиях потеряло из виду самого
человека³. Это утверждение, связанное с появлением учения о человеке, охватывающего все его
особенности, способствовало, и весьма значительно, становлению философской антропологии как
дисциплины. Немногим позднее появилось другое фундаментальное произведение по философ-
ской антропологии, которое, однако, в отличие от сочинений Шелера, очень поздно привлекло к
себе внимание. Имеется в виду антропология Гельмута Плеснера. И то же самое можно сказать об
опубликованной в 1927 году книге Мартина Хайдеггера, которая внесла свой вклад в развитие этой
старой и одновременно новой дисциплины, хотя Хайдеггер отрицал всякое “антропологическое”
                                                                
2*
«Антропология человеческого достоинства, природы и его особенности» (лат.) прим. перев.
и ред.
3*
человечество должно изучать человека (англ.) прим. перев. и ред.
4*
культурная антропология (англ.) прим. перев. и ред.
Hosted by uCoz