мизма в действии. Однако легко можно заметить, что за счет этого элемента проблема интеграции
импульсов не развивается во всей своей полноте. Кроме этого, необходимо учитывать и психоэмо-
циональный фактор.
Глава
?
Человек как психосоматическое существо
Понятие психики
Прежде чем попытаться охарактеризовать психическое, мы должны констатировать, что поня-
тие психика не идентично понятию душа. Само слово душа используется в разговорном язы-
ке обычно в связи со словом тело. Смысл этих выражений, когда они используются вместе, ме-
тафизичен и требует такого же метафизического анализа человеческой действительности. Все же
понятие психика не совпадает с понятием душа, хотя первое этимологически восходит к грече-
скому psyche, что как раз и означает душу. Понятие психика обозначает в человеке только то,
что составляет его интеграцию, не будучи само по себе телесным или соматическим. Именно по-
этому понятие психика адекватно понятию соматика, в этой связи мы и будем применять его
здесь.
В термине психика и прилагательном психический обнаруживаются такие элементы чело-
веческой природы в целом и каждого конкретного человека в отдельности, которые мы находим в
опыте человека как некоторым образом принадлежащие телу, привязанные к нему и интегриро-
ванные с ним и в то же время не являющиеся телесными сами по себе. Дальнейший анализ помо-
жет нам точнее определить как эти элементы, так и их отношение к телу, к соматике. Все сказанное
до сих пор указывает на постигаемо наглядное основание психики и атрибута психический. Речь
идет об определенной сфере фактов, которые даны в феноменологическом опыте: в этом опыте
выражается и их отличие от соматики, и особая, интегрированная в человеке, связь с ней.
Освоение своеобразия психики и того, что психично, а также связь психического с соматиче-
ским в человеке образуют основание для выводов, касающихся отношения души к телу, или же на
следующей ступени духа к материи. Для начала займемся более подробной характеристикой то-
го, что психично в человеке, то есть что такое его психика, и сделаем это с точки зрения интеграции
личности в действии. Интеграция это ключ к пониманию человеческой психики, точно так же, как
это ключ к пониманию человеческой соматики.
В предыдущей главе мы установили, что интеграция предполагает некую целостность соматики
и извлекает из нее пользу. Отчетливее всего это выступает в анализе отношения между действием и
движением. В этом случае интегрирующая воля не только вызывает движение, но и черпает из ес-
тественного соматического динамизма, из естественного реагирования и подвижности тела. Таким
образом, в понятие целостности тела входит не только статистическая совокупность координи-
рующих друг с другом членов и органов, но и их способность по-настоящему нормально и эф-
фективно реагировать. Все это содержится в понятии соматической целостности. Как видно, эта
целостность указывает на совершенно внешний, видимый нам элемент телесной конституции, с
которой мы охотно связываем всю статику и динамику человеческого тела.
Так вот, психическая целостность это точно такое же основание интеграции личности в дейст-
вии. Но психическая целостность человека выражается не в столь явном и внешнем элементе, как
это происходит у соматической целостности. Не существует психической конституции человека в
том смысле, в каком существует соматическая. Тем самым мы выражаем простую убежденность в
том, что психика не есть тело. Ей не свойственны внешние отличительные признаки тела, она не
есть материя, она не материальна, в отличие от тела. Также и весь внутренний мир человеческого
тела то, что мы обозначали как организм, основательно отличается от психики. Психические
функции не имеют внешних атрибутов, они нематериальны, и хотя на этом внутреннем уровне они
обусловлены соматикой и ее функциями, все же психические функции нельзя свести к соматике.
Когда мы говорим о внутреннем мире человека, о его внутренней жизни, мы думаем не только о
духовности, о которой уже шла речь, но и о психике о совокупности психических функций. Как
таковые, они лишены внешности и видимости, в отличие от тела и соматической конституции, на-
деленных этими качествами, хотя тело, как уже упоминалось, также служит некоторому опосредо-
ванному выражению психических функций, их экспрессии. И поэтому оправдано намерение по-
нять совокупность психических функций в человеке в связи с соматической конституцией; такой
подход уже давно предпринимался в различных концепциях этой проблемы, например, в учении о
темпераментах. Видно, что сам термин темперамент, как и различные попытки классифициро-
|