зис выражается в том, что эта возможность остается у человека. Какие условия должны быть вы-
полнены для того, чтобы живому существу был дан центр его позициональности, в котором это
существо живет, в силу которого переживает и действует? Очевидно, главным условием является
то, чтобы центр позициональности, на дистанцировании к собственному телу которого покоится
возможность всякой данности, сохранял дистанцию и по отношению к самому себе».
Ср. также с. 364: «Человек как одушевленная вещь, поставленная в центр своего существования,
знает этот центр, переживает его и поэтому выходит за его границы. Он переживает связь в
абсолютном здесь-и-сейчас, тотальную конвергенцию окружающей среды и собственного тела
против центра своей позиции, и поэтому он уже не связан такой конвергенцией. Он переживает
непосредственное возникновение своих действий, импульсивность порывов и движений,
радикальное начало своего бытия, положение между действием и действием, выбор, равно как и
охваченность аффектами и импульсами; он осознает себя свободным и, несмотря на эту свободу,
закованным в существование, которое препятствует человеку и с которым он должен бороться.
Если жизнь животного центрична, то жизнь человека, не способного вырваться из этого центра,
является эксцентрической (exzentrisch).
Ср. также с. 383 и далее: «Как эксцентрически организованное существо, человек должен прежде
сделать себя тем, чем он уже является. Только так он может выполнить навязанную ему вместе с
его витальной формой задачу бытия не просто пребывать в центре своей позициональности, как
это делает животное, которое живет, исходя из этого центра, и все соотносит с ним, но находиться в
этом центре и тем самым знать о том, что он поставлен. Этот способ бытия в собственной «постав-
ленности» (Gestellheit) возможен лишь как осуществление (Vollzug), отталкивающееся от центра
«поставленности». А такой способ бытия возможен лишь как реализация: человек живет только то-
гда, когда он осуществляет свою жизнь».
11
О дискуссии по антропологии Гелена ср.: Max Mueller. Philosophische Antropologie. Freiburg /
Muenchen, 1974, 10ff.
11а
Под «эксцентрической позициональностью» (excentrum отклоняющийся от центра (лат.)) имеет-
ся в виду описанная в работах Х. Плеснера предрасположенность, склонность человека к выходу
за рамки непосредственного существования, за пределы реально данного, его стремление к транс-
цендентным ориентирам самоизменения. Стремясь к бесконечному самоизменению, человек всегда
пребывает «вне места» и в «ничто», то есть является существом, утратившим самость и «пригово-
ренном» к вечному поиску себя и самоусовершенствованию. Своего рода «медиумом» (посредни-
ком) в этом поиске себя, выражающим человека, является его тело, поведение и присущие ему
средства выразительности, которые и создают возможность эксцентрических реакций человека на
среду и изменения собственного бытия. В эксцентрических реакциях сливаются духовная и физиче-
ская сферы человеческого существования: физический автоматизм сочетается с сознательной реак-
цией личности. Эксцентричность, по Плеснеру, универсальна, так как она пронизывает и эмоцио-
нально-непосредственные и интеллектуально-нравственные акты (прим. ред.).
12
Ряд имен и примеров приводят John C. Eccles и Hans Zeier в книге: Gehirn und Geist/ Biologische
Erkenntnisse ueber Vorgeschichte, Wesen und Zukunft des Menschen. Muenchen, 1980.
13
Сразу же после Конрада Ленца такая модель была предложена Gerhard Vollmer в его работе
Evolutionaere Erkenntnistheorie/ Angeborene Erkenntnisstrukturen im Kontext von Biologie,
Psychologie, Linguistik, Philosophie und Wissenschaftstheorie. Stuttgart, 1975.
14
Ср. Lawrence S. Kubie. The fundamental nature of the Distinction between Normality and Neurosis //
The Psychoanalytic, Quarterly 23, 1954, 167-204.
15
Этот взгляд не является абсолютно новым, он выражался в средневековом определении личности,
как sui juris (лат. «собственного права», термин римского права, означающий полноту гражданских
прав
прим. ред.). Человек, как утверждала и античная философия, свободен в той степени, на-
сколько он обладает собой и в этом отношении к самому себе он представляет собой достаточное
основание для своего бытия и поведения в любом аспекте. Эта свобода в смысле абсолютного само-
обладания, самопринадлежности без остатка (bei-sich-sein) и полное самоудовлетворение называ-
лось в греческой философии autarkei'a (греч. атаркия; самоудовлетворение, внутренняя самодос-
таточность, автономность, независимость прим. ред.) Греческому понятию autarkei'a как абсолют-
ного господства над самим собой соответствует латинское «libertas» как dominium actus sui (лат.
свобода, как господство над своим стремлением прим. перев.). Ср. Thomas, Aquin, Summa theolo-
giae Ia 29, 2 (III 47f).
16
В VII книге «Никомаховой этики» Аристотель разработал собственную теорию желаемого.
Примечания автора и редактора:
|