связей, которое характеризует "образ Я". Как бы подробно человек ни говорил о себе, он всегда
чувствует, что он не исчерпывается никаким анализом и объяснением, что он невыразимо богаче
собственного осознанного представления о себе. Это ощущение основано на "образе Я". Можно сказать,
что "образ Я" - это полномочный представитель сознания в царстве бессознательного (в правом
полушарии). И благодаря тому, что правое полушарие "схватывает" любую информацию чуть быстрее
левого, у "образа Я" появляется возможность оценить эту информацию до ее осознания и решить, можно
ли допустить ее до сознания. Как полномочный представитель сознания, "образ Я" располагает правом
такого решения и благодаря этому является основным регулятором нашего поведения.
Но мы пока так и не ответили на вопрос, в чем же основное отличие между полушариями, какова
их задача в системе мышления, которая могла бы объяснить в рамках единой системы все разрозненные
факты. Вопрос этот вызвал большую дискуссию в научном мире, и мы попытаемся ответить на него в
следующей главе.
Разные формы отношений между сознательным и бессознательным
Мои доводы убедительны.
Аргументы многим знакомы.
Чуть надменно, чуть снисходительно
Утверждаю я аксиомы.
Удивительны только тем они,
Что уже через пять минут
Вновь становятся теоремами
И опять доказательств ждут.
В настоящее время уже недостаточно привести убедительные аргументы в пользу реальности
бессознательной психической активности, необходимо также определить границы этого понятия и
рассмотреть причины существования по видимости далеких друг от друга форм проявления
бессознательного, их общность и различия. Мы попытаемся в первом приближении ответить на эти
вопросы, исходя из теоретического положения, согласно которому разные формы бессознательного
психического являются разными вариантами со отношения бессознательного психического и сознания.
Принимая такое определение, мы тем самым определяем границы понятия "бессознательное
психическое". Так, в согласии с Ф. В. Бассиным, мы считаем, что о бессознательном психическом можно
говорить только тогда, когда существует развитое сознание. Тем самым подчеркивается, что
бессознательное психическое не есть просто негативное определение (то есть отсутствие сознания в
процессе психического отражения, что свойственно животным и маленьким детям), а является особой,
исключительно человеческой формой психического отражения наряду с сознанием и в неразрывной
связи с ним. Следовательно, из рассматриваемой проблемы сразу же исключается бессознательное
психическое маленького ребенка, так как у него еще недостаточно развито сознание, и потому в
применении к нему более адекватно говорить, с нашей точки зрения, о досознательном.
Исходя из нашего определения, к рассматриваемой проблеме не относится также неосознание
сколь угодно сложных физиологических процессов, происходящих в мозгу. Во-первых, они не могут
быть отнесены к психическому, понимаемому как отражение субъектом объективной реальности в виде
образов, понятий, отношений и переживаний, такого психического отражения. Эта идея содержится в
книге Ф. В. Бассина "Проблема бессознательного", но, к сожалению, она не получила в ней достаточно
полного и последовательного развития. Во-вторых, неосознанность физиологических процессов никак
не определяется спецификой их отношений с сознанием: физиологические процессы лежат в основе как
осознаваемых, так и бессознательных форм отражения и в качестве их общих механизмов не могут быть
отнесены ни к тем, ни к другим. Подчеркивать неосознаваемость происходящих в мозгу
физиологических процессов при обсуждении проблемы соотношения сознания и бессознательного
психического столь же непродуктивно, как подчеркивать "неживой, неорганический" характер
атомистических процессов при обсуждении вопроса о соотношении живой и неживой природы. Эти
|