Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 120 
Next page End  

Результаты этого обследования показали, что среди детей младшего возраста (до 9 лет
включительно) - подавляющее большинство с правополушарным типом реагирования, и это хорошо
согласуется с известными данными о том, что на ранних этапах развития преобладает правополушарная
стратегия, которая лишь постепенно в процессе образования и обучения уступает место
левополушарной. Особый интерес представляло то, что в возрасте до 10 лет даже у детей пришлого
населения, прибывшего на Северо- Восток из западных регионов страны, чаще наблюдается
правополушарный тип реагирования и реже левополушарный. В возрасте 10-14 лет у детей пришлого
населения наблюдается смена правополушарного типа реагирования на преобладающий
левополушарный. У большинства же подростков коренного населения такой резкой смены не
происходит. Примерно с этого возраста и устанавливаются выраженные различия у представителей
коренного населения, в отличие от пришлого, характерно доминирование правополушарной стратегии
мышления. Интересно, что во всех возрастных группах как коренного населения, так и пришлого, число
лиц со смешанным (то есть оптимальным с точки зрения приспособления к любой среде) типом
реагирования почти одинаково. Следовательно, переход от правополушарной стратегии к
левополушарной происходит не за счет увеличения этой группы.
Такое различие между коренным и пришлым населением объясняется, по- видимому, тем, что вся
предшествующая история развития этих народностей осуществлялась в рамках цивилизации,
ориентированной на максимальное использование способностей к пространственно-образному
восприятию реальности и к организации ее многозначного контекста. Вероятно, у представителей
разных этнических групп, из поколения в поколение подвергающихся воздействию определенных
факторов природной и социальной среды, включая и научно-технический прогресс, в процессе
группового отбора, культурной преемственности и наследования формируется и закрепляется такой тип
восприятия и переработки информации, такой способ мышления (связанный с особенностями
межполушарной асимметрии), который обеспечивает оптимальное существование отдельного человека
и всей этнической группы в условиях данной среды. При этом необходимо помнить, что обозначенные
в начале статьи стратегии мышления не находятся в иерархических отношениях друг к другу. Они
разные, но равно необходимые, и в идеале развитие одной из них не должно происходить за счет
подавления другой, а доминирование той или иной стратегии не может считаться показателем
безотносительно более высокого уровня психического развития. Игнорирование этого обстоятельства,
непонимание принципиальной важности каждого из этих способов восприятия мира, как и их
несводимости друг к другу, приводит к грубым ошибкам, тяжелейшим психологическим и социальным
последствиям.
Покажем это на примере образования.
Дети представителей коренных народностей, как и дети представителей пришлого населения,
обучаются в школе по единой учебной программе (что считается признаком их равенства и
равноправия). Однако эта программа предлагает развитие аналитического мышления, эксплуатацию и
стимуляцию вербальных способностей. Способности к образному мышлению, к организации
многозначного контекста этой программой не только не стимулируются, но даже подавляются. Даже
уроки литературы базируются на формально-логическом анализе произведений мировой культуры, что в
конечном итоге отбивает у многих детей интерес к чтению. Между тем даже в западных странах, где
уровень гуманитарного образования на порядок выше, чем у нас, все чаще приходят к выводу, что вся
система образования чересчур односторонне ориентирована на жизнь в условиях научно-технического
прогресса и желательно дополнить ее опытом обучения и воспитания, выработанным в странах
восточной цивилизации (Япония, Индия, Китай). По мнению многих ученых, без этого не удастся
достичь гармоничного развития психики, и полноценного развития творческих и адаптивных
возможностей человек.
Если все сказанное справедливо для тех, кто на протяжении многих поколений живет в условиях
научно-технического прогресса и западной цивилизации, то это тем более важно для представителей
других цивилизаций. Преподавание, ориентированное только на возможности логико-знакового,
левополушарного мышления, неадекватно для лиц с доминированием пространственно-образного
мышления, и поэтому большинство детей коренных народностей Северо-Востока страны с первых
школьных лет фактически оказываются в условиях дискриминации по сравнению с детьми пришлого
Hosted by uCoz