"правополушарных" компонентов мышления, эти испытуемые реагируют тем не менее дополнительной
активацией преимущественно левого, а не правого (или, во всяком случае, не только правого)
полушария, хотя стратегия решения задачи остается при этом недостаточно эффективной. Причина, на
наш взгляд, заключается в том, что образные компоненты мышления, как уже упоминалось, по самой
своей природе не требуют дополнительной церебральной активации, и в случае их дефектности такая
активация не в состоянии обеспечить компенсаторного усиления функций на должном уровне. Поэтому
лицам с функциональной недостаточностью образных компонентов мышления, со снеженной
способностью к организации многозначного контекста во всех случаях приходится прибегать к
единственно доступной им стратегии решения задач: гиперкомпенсаторной мобилизации логико-
знаковых компонентов мышления, что сопряжено с дополнительной церебральной активацией,
особенно левого полушария. У испытуемых же с выраженной латерализацией механизма речи при
решении невербальных задач, требующих однозначного решения (матрицы Равена), обнаруживается
уменьшение мощности альфа-ритма в теменных областях и левого, и правого полушария, так же как и
при решении вербальных задач.
В пользу представлений о необходимости дополнительной церебральной активации для
компенсации сниженных функциональных возможностей левого полушария свидетельствует и меньшая
мощность альфа-ритма у плохо читающих учеников по сравнению с хорошо читающими при закрытых
глазах.
Высказана, правда, и противоположная точка зрения на основе оценки времени реакции при
предъявлении психологических тестов сделан вывод, что хорошо читающие равномерно распределены
между "активирующими" левую и правую гемисферу, а у большинства плохо читающих активируется
только правое полушарие. Нельзя исключить, что противоречие может быть обусловлено различием в
возрасте между группами обследованных: на разных этапах онтогенеза правое и левое полушария
играют разную роль в овладении чтением. На начальных этапах обучения чтению в раннем возрасте
решающую роль играет правое полушарие, а функциональные возможности левого полушария еще
развиты недостаточно. Можно предполагать, что переходный этап к доминированию левого полушария
характеризуется активацией обеих гемисфер, а замедление этого перехода и сохранение
"правополушарного" уровня отражает задержку развития. Кроме того, необходимо учитывать, что оценка
степени активации полушарий по физиологическим показателям не совпадает с оценкой степени
активации по скорости выполнения функциональных задач.
Проблема успешности обучения вообще тесно связана с проблемой неполной или замедленной в
своем развитии латерализации функций. Но когда речь идет об обучении, обязателен дополнительный
вопрос: обучении чему? В нескольких исследованиях установлено, что в младшем школьном возрасте
отставание в овладении обычной учебной программой высоко коррелирует с леворукостью или
амбидекстрией (способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой, - прим. ред.) в процессе
выполнения тонких моторных актов, регулируемых зрением, а сама амбидекстрия во многих случаях
является проявлением неполной латерализации функций. Обучение особенно страдает, когда
билатеральное распределение функций сопровождается недостаточной интеграцией отдельных
сенсорных и моторных систем. Связь между слабой латерализацией функций и пониженной
способностью к обучению хорошо согласуется с вышеизложенным: при недостаточной латерализации
функций необходимы дополнительные психофизиологические "затраты" в виде активации неокортекса и
особенно левого полушария. Только с помощью таких дополнительных затрат удается (и то не в полной
мере) компенсировать функциональную недостаточность левополушарных компонентов мышления,
которые берут на себя основную нагрузку в условиях типичного для нашей цивилизации вербально
ориентированного обучения. В этой связи большой интерес представляют данные о том, что отстающие
в учебе школьники в возрасте 9-11 лет с амбидекстрией или леворукостью хуже справляются не только с
собственно вербальными задачами, но и с матрицами Равена, содержащими невербальную
информацию. Авторы делают из этого вывод о снижении в данном случае как вербального, так и
невербального интеллекта. Последний страдает даже в большей степени - по способностям к усвоению
вербальной информации эти дети несколько превосходят своих праворуких сверстников, также
испытывающих трудности в себе, тогда как выполнение матриц Равена дается им существенно хуже.
Интерпретация этих фактов может быть двоякой. С одной стороны, как было показано выше,
|