относительную непродолжительность, может быть разделено по меньшей мере на три принципиально
различных этапа. Первый этап исследования, включающий в себя и весь предшествующий почти
вековой опыт клинико-анатомических сопоставлений, целиком основывается на четкой бинарной
оппозиции двух полушарий по их отношению к функции речи. Считалось твердо установленным
фактом, что речь у всех левшей и абсолютного большинства правшей связана с активностью левого
полушария мозга и правое полушарие к этой функции не имеет никакого отношения. Начальные
исследования на лицах с пересеченными межполушарными связями, на первый взгляд, подтверждали
эти представления.
Однако уже в этих исследованиях содержались предпосылки для начала второго этапа изучения
межполушарных взаимоотношений, и этот этап характеризовался размыванием границ между
функциями полушарий. Тщательный анализ показал, что правое полушарие обладает определенными
способностями к пониманию речи, и по данным разных авторов эти способности соответствуют
уровню 7-11-летнего ребенка, то есть весьма значительны. Только достаточно сложные грамматические
конструкции оказываются недоступными для его понимания. Тем не менее было обнаружено
преимущество правого зрительного поля (левого полушария) при различении вербальных символов. В
то же время реакция на вербальные паттерны происходит быстрее, чем на слова, и почти одинаково
осуществляется при предъявлении этого паттерна в левом или правом поле зрения. В заданиях на
распознавание слов амплитуда компонента Р300 вызванных потенциалов выше слева, чем справа. Чем
труднее задача, тем более выражены проявления межполушарной асимметрии.
Некоторые авторы объясняют преимущественную связь функции речи с левым полушарием
опосредованно, постулируя значение левого полушария для самоидентификации, невозможной без
вербальной экспрессии. Этот вывод подтверждается тем, что спонтанные жесты и эмоциональные
реакции, генерируемые правым полушарием, на вербальном уровне воспринимаются субъектом как
чуждые его "Я".
Параллельно с фундаментальным пересмотром представлений о принципах межполушарной
асимметрии накапливаются факты, которые могут рассматриваться как свидетельство обязательного
участия правополушарных механизмов в собственно речевой функции. Этот этап можно считать
третьим в развитии проблемы, и такой третий этап парадоксальным образом зеркален по отношению к
первому. Чрезвычайно существенно, что факты в пользу представлений об основополагающей роли
"правополушарных" процессов для функции речи поставляются в результате исследований, проводимых
в совершенно различных направлениях, и они, таким образом, взаимодополняют и усиливают друг
друга. Учитывая обсуждавшуюся на протяжении всей книги роль правого полушария в целостном и
одномоментном "схватывании" сложной ин формации, следует обратить внимание на данные о
различной скорости восприятия отдельных букв и целых слов. Испытуемых просили прочитать
короткий рассказ и как можно быстрее найти либо слово с определенным значением, либо слово,
начинающееся с определенной буквы. Заключение на уровне восприятия слова делалось быстрее, чем
заключение, основанное на восприятии отдельных компонентов слова. Автор делает вывод, что слово
опознается не как результат последовательного анализа составляющих его букв, а как семантическое
целое. Когнитивному распознаванию слова не должно предшествовать распознание его компонентов, и
это может косвенно свидетельствовать в пользу роли правого полушария в опознании слов. Целый ряд
работ свидетельствует о роли активации образного мышления в процессе восстановления речи у
больных афазией. Анализ динамики ЭЭГ- показателей активности правого и левого полушария в
процессе решения лингвистических задач свидетельствует о том, что у больных афазией, обусловленной
поражением левого полушария, правая гемисфера активируется значимо более выраженно, чем у
здоровых испытуемых, причем есть соответствие между успешностью восстановления речи и степенью
активации правого полушария. Активация правого полушария тем более выражена, чем труднее задача.
Можно сделать вывод, что спонтанное восстановление речи у таких больных обусловлено в
значительной степени использованием правополушарных ресурсов, и следует учитывать это в
реабилитационных мероприятиях.
Эта идея фактически уже реализована в некоторых нейропсихологических лабораториях -
целенаправленная активация и упрочение зрительных предметных представлений способствует
восстановлению номинативной функции речи.
|