Почти каждый из нас когда-то слышал или сам был свидетелем, как внешне абсолютно здоровые,
полные энергии люди практически молниеносно умирали после того, как у них обнаруживали рак.
Страх перед этим диагнозом бывает настолько велик, а вера в свою способность победить болезнь
настолько мала, что иногда они умирают, даже не выписавшись из больницы. Их здоровье ухудшается
так стремительно, что это ставит в тупик даже специалистов. Пытаясь дать объяснение подобным
случаям, врачи говорят, что больной просто "сдался" или потерял "волю к жизни".
Вместе с тем многие врачи наблюдали примеры, когда больные, узнав о том, что у них рак,
продолжали надеяться на лучшее и удивительно быстро выздоравливали. В подобных случаях это
обычно объясняют заслугами проведенной терапии.
Люди гораздо легче верят в связь между отрицательными ожиданиями и смертью, чем в
зависимость выздоровления от положительных ожиданий. Нам кажется, что одна из причин, по
которой врачи доверяют положительной установке меньше, чем отрицательной, заключается в том, что
иногда бывает очень сложно решить, действительно ли пациент оптимистически настроен
относительно своего выздоровления, или же он просто так говорит, чтобы успокоить близких. Когда
ваш больной вслух заверяет, что готов бороться за свою жизнь, не собирается умирать и "обязательно
победит эту штуку", но одновременно часами лежит в постели с натянутым на голову одеялом, не ходит
на работу и ведет себя так, что это совершенно не вяжется с его словами, становится совершенно
понятно, что на самом деле у него нет твердой веры в то, что он может поправиться.
Вполне вероятно, что пациенты сами не замечают, что их поведение свидетельствует о
внутренней отрицательной установке. Они могут не осознавать живущего в глубине их души страха,
который возник из-за смерти кого-то из близких или в результате свойственного нашей культуре общего
пессимистического взгляда на онкологические заболевания. Мы в своей работе научились судить о
действительном настроении пациентов не только по словам, но и по их поступкам, и относимся к этому
с величайшим вниманием, поскольку считаем, что вера в эффективность лечения - а это и есть
отрицательная или положительная установка - во многом определяет исход болезни.
Предопределяющее пророчество
Все знают, что это такое - предопределяющее пророчество или предсказание: ожидая чего-то, мы
действуем согласно этому ожиданию и таким образом повышаем вероятность того, что оно сбудется.
Если, например, пациент хочет и ожидает выздоровления, он будет принимать лекарства и выполнять
все назначения врачей, тем самым повышая вероятность выздоровления. Если же он считает, что умрет,
то, скорее всего, сочтет все предписания медиков бесполезными. На этом простом примере хорошо
видна одна из главных особенностей такого предопределяющего предсказания - постоянная цикличная
взаимосвязь составляющих процесса: ожидание успеха помогает его добиться, что в свою очередь
служит доказательством правильности первоначальной положительной установки. С другой стороны,
ожидание неудачи часто приводит к провалу, что в свою очередь подтверждает правильность
отрицательной установки. По мере того как этот цикл проходит новые витки, ожидание - и позитивное,
и негативное - становится все сильнее.
Результаты исследований психологов показали, что такое предопределяющее предсказание
может сказаться даже на считавшихся объективными научных выводах. В одном таком исследовании Р.
Розенталь предупредил аспирантов, проводивших опыты на животных, что некоторые из лабораторных
крыс отличаются особыми способностями и проходят лабиринт очень быстро, тогда как остальные -
"глупые" и справляются со своей задачей довольно медленно. На самом деле никакой разницы в
интеллекте животных не наблюдалось, и в предварительных исследованиях они не участвовали, однако
когда аспиранты зарегистрировали время, за которое крысы пробегали лабиринт, то оказалось, что так
называемые "умные" животные показали гораздо лучшие результаты, чем "глупые". Такую разницу в
результатах можно объяснить лишь тем, что аспиранты обращались с "умными" крысами иначе, чем с
"глупыми": скажем, в конце каждого из забегов уделяли им больше внимания, и это помогало "умным"
крысам справиться с заданием лучше, чем тем, от которых не ждали больших успехов.
Не менее удивительные результаты дало исследование, которое провели Розенталь и его коллеги
со школьниками в одном из районов Калифорнии. В начале учебного года первоклассникам 18
|