Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 467 
Next page End  

100
Упомянутыми указами Президента Российской Федерации от 14 августа и 6
сентября установлено, что впредь создание федеральных органов исполнительной
власти должно осуществляться с наименованием и статусом, предусмотренным этими
актами. При этом, по их смыслу, под статусом понимается характер деятельности
соответствующих органов (см. § 7 данной главы).
Следует отметить, что в нормативных актах отсутствует определенность в
соотношении понятий «система» и «структура» государственных органов. В
Конституции Российской Федерации употребляются оба термина. В п. «г» ст. 71
говорится о системе федеральных органов исполнительной власти, а в п. I ст. 112 об их
структуре.
В указах Президента Российской Федерации от 14 августа данные термины
употребляются как нетождественные. В указе «О системе федеральных органов
исполнительной власти» их система сведена к наименованию органов и их
определению с точки зрения характера деятельности. В указе же «О структуре
федеральных органов исполнительной власти» их структура сведена к перечню и
наименованию некоторых конкретных федеральных органов исполнительной власти в
соответствии с профилем их деятельности. Это значит, что в нем по существу идет речь
также о системе, но уже конкретных реально созданных федеральных органов
исполнительной власти, об их действующей системе.
А между тем юридическая определенность вышеназванных терминов имеет
важное практическое значение для определения полномочий государственных органов
в решении соответствующих вопросов.
По смыслу ст. 112 структура федеральных органов исполнительной власти
устанавливается Президентом Российской федерации, но остается не ясным, что под
ней подразумевается. На основе Конституции Российской Федерации нельзя также
однозначно ответить на вопрос, какой орган вправе утверждать их систему.
В соответствии с обоснованной и широко распространенной в специальной
литературе концепцией, учитывающей особенности и в филологической семантике
терминов, система федеральных органов исполнительной власти — это их
совокупность и взаимосвязи, а структура — их внутреннее устройство, внутренняя
организация.
Учитывая принципиальную значимость правильного определения системы
федеральных органов исполнительной власти для ее стабильности и эффективности,
следовало бы утверждать ее федеральным законом о системе и основах компетенции
этих органов, который бы стал преградой для аппаратных импровизаций в этом деле.
Следует повторно обратить внимание на то, что некоторые службы, агентства,
надзоры, имея в своей структуре звенья, осуществляющие властные полномочия, в
целом не являются органами исполнительной власти. В качестве еще одного примера
вольного обращения с названиями государственных образований можно привести тот
факт, что к числу органов исполнительной власти отнесены надзоры. Но надзор — это
функция, на осуществление которой задействована сложная система, включающая
разноуровневые управленческие звенья.
Государственная налоговая служба — система органов, имеющих общее
функциональное назначение, в частности, контроль за соблюдением налогового
законодательства. Эта служба включает федеральный орган и органы, действующие на
уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (в районах,
городах). Вместе с тем данным словосочетанием зачастую обозначается именно феде-
ральный орган.        
2.2.6. Правительство Российской Федерации
Правительство Российской Федерации — орган, осуществляющий
исполнительную власть в Российской Федерации. Основы его правового положения,
Hosted by uCoz