104
б) выполняют специализированные задачи и функции федерального значения в
пределах компетенции установленной нормативными правовыми актами;
в) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, правовыми актами Президента и Правительства Российской
Федерации. Право каждого из них индивидуализируется положением о данном органе,
в концентрированном виде выражающем его задачи, функции, компетенцию, основы
организации;
г) руководители федеральных органов (министерств и др.) обладают рядом
однородных полномочий в решении определенных вопросов. Они утверждают
структуру и штатное расписание центрального аппарата данного органа; в пределах
предоставленной компетенции назначают и освобождают работников; утверждают
положения о структурных подразделениях органа и решают другие вопросы.
Руководители этих органов несут персональную ответственности за выполнение
возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление ими своих
функций;
д) имеется совпадение основных правовых форм их деятельности. Ими являются
приказы, распоряжения, инструкции. В положениях о конкретных органах
исполнительной власти называются также указания, положения, наставления, правила,
уставы. Но такой подход не связан с тем или иным их видом.
Общее состоит также в том, что перечень видов указанных органов
устанавливается Президентом Российской Федерации. В соответствии с данным
перечнем создаются конкретные федеральные органы исполнительной власти.
Наряду с общими правовой статус федеральных органов исполнительной власти
включает специфические черты, установленные применительно к их определенным
организационно-правовым формам. Различия имеются в:
а) характере их деятельности.
Министерство Российской Федерации федеральный орган исполнительной
власти, призванный осуществлять различные по своему характеру виды деятельности;
проводить государственную политику в установленной сфере; осуществлять
управление в соответствующей области; координировать здесь деятельность иных
федеральных органов исполнительной власти, но только в случаях, установленных
федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства
Российской Федерации.
Юридические особенности функций и полномочий федеральных министерств
определяются, во-первых, прежде всего тем, является ли министерство органом
отраслевого или межотраслевого управления;
во-вторых, спецификой порученных ему сфер и отраслей. Министерства
межотраслевой компетенции осуществляют преимущественно функции координации и
регулирования, а также решают конкретные вопросы в порядке реализации данной
функции.
Министерства отраслевой компетенции осуществляют разноплановые функции,
«привязанные» к функционированию и развитию соответствующей отрасли. Они
участвуют в формировании государственной политики, а также обеспечивают ее
проведение в отрасли; разрабатывают и реализуют федеральные целевые и отраслевые
программы по развитию отрасли; выступают государственными заказчиками
продукции, используемой в отрасли и т.д.
Вместе с тем каждое отраслевое министерство выполняет разнообразные задачи и
функции соответствующего отраслевого профиля (см. Часть вторую учебника).
Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия
федеральные органы исполнительной власти призванные осуществлять на
коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным
к их
ведению; функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
|