11
законодательство Российской Федерации не предложили синонима государственному
управлению, ибо в них ничего не говорится, например, об исполнительной
деятельности;
субъекты этой деятельности налицо, а характер ее не определен. Между тем
система разделения властей исходит из того, что каждая ветвь единой государственной
власти реализуется в деятельности их субъектов. Поэтому государственное управление
по своему назначению и представляет собой не что иное, как вид государственной
деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Следовательно, государственное управление практически осуществляется и в
рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения
властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти,
приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного
аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу
являющимися органами государственного управления. Следовательно,
государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная
деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой
как деятельность субъектов этой ветви власти.
В этом смысле интерес представляет, например, раздел III Лесного кодекса
Российской Федерации «Государственное управление в области использования,
охраны, защиты лесов», в главе 8 которой говорится об «органах исполнительной
власти, осуществляющих государственное управление» в регулируемой кодексом
области.*
___________________________
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. ¹ 5. Ст. 610.
Следует, однако, иметь в виду, что понятие «государственное управление»
более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя в известном
смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и
характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе
государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное уп-
равление это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую
реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет
содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее
функциональную (исполнительную) направленность.
Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются
звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода
звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле. В
противном случае придется признать в качестве таковых, например, администрацию
государственного предприятия, или учреждения, либо концерна и т.п., таких звеньев
системы государственного управления, которые находятся за пределами действия
принципа разделения властей.
Можно также выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую
составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее
субъектов, а также организационный механизм ее реализации. В последнем случае
имеется в виду следующее. Постоянно действующим организационным фактором
системы исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом
уровне исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство
Российской Федерации, администрация области и т.п.). Остальные звенья такой
системы весьма непостоянны, видоизменяемы (например, министерства,
государственные комитеты и пр.). Они могут в ряде случаев вообще не существовать
(например, возникновение на базе бывших министерств государственных концернов,
не являющихся государственными органами), хотя из механизма государственного
|