126
различных инспекций и др.). Например, законами Российской Федерации от 11 февраля
1993 года «О воинской обязанности и военной службе»*, от 22 января 1993 года «О
статусе военнослужащих»**, от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой
полиции»***; Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции
Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 20 мая 1993 года ****, Положением о службе в органах внутренних дел
Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 23 декабря 1992 года***** и др.****** В различных правовых актах
предусматриваются особенности государственной службы в таможенных, налоговых и
иных государственных органах.
_________________
* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации. 1993. ¹ 9. Ст. 325
** Там же. ¹6. Ст. 188.
*** Там же ¹29 Ст. 1114.
**** Там же ¹29. Ст. 1110.
***** Там же. ¹ 2. Ст. 70.
****** См., например, федеральный Закон от 21 июля 1997 г. «О службе в
таможенных органах Российской федерации» // Российская газета 1997. 31 июля.
Отношение конституций и уставов соответствующих субъектов Российской
Федерации к вопросам их государственной службы отличается пестротой. С этой точки
зрения можно сгруппировать КОНСТИТУЦИИ и уставы, которые:
а) содержат отдельные главы, посвященные государственной службе данного
субъекта Российской Федерации. Например, уставы Липецкой, Курганской,
Свердловской областей. Устав Свердловской области в этом отношении является
уникальным. В нем достаточно подробно регламентируются вопросы, касающиеся
понятия и организации государственной службы; понятия государственного служащего
области, ответственности и ограничения прав государственных служащих, гарантий
осуществления ими прав;
б) относят государственную службу субъекта Российской Федерации к его
ведению (см., например, п. «о» ст. 37 Устава Ставропольского края, п. «л» ст. 5 Устава
Иркутской области);*
___________________
*Конституция Удмуртской Республики лишь устанавливает, что не может быть
передано в ведение органов государственной власти законодательство о
государственной и муниципальной службе в Удмуртской Республике.
в) ограничиваются отнесением к ведению данного субъекта Российской
Федерации учреждение его наград и почетных званий и иных. мер поощрения (см.,
например, п. 19, ст. 81 Конституции Республики Дагестан, п. «к» ст. 22 Устава
Оренбургской области). Нередко прямое указание на этот счет отсутствует, но такое
полномочие вытекает из компетенции тех или иных органов и глав субъектов
Российской Федерации, глав их администраций.
Но конституции и уставы субъектов Российской Федерации являются не
единственными актами, содержащими нормы по вопросам государственной службы.
Субъекты вправе регулировать их с помощью других правовых актов. В ряде субъектов
уже приняты законы о государственной службе.
В систему правовых актов о государственной службе входят уставы и положения
о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности;
положения о конкретных органах и
их
подразделениях, содержащие нормы о статусе
тех или иных их должностных лиц; должностные инструкции и др.
|