160
Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью, во-первых, создать
наиболее благоприятные условия для реализации гражданами права на свободу
вероисповедания, во-вторых, не допустить злоупотребления этим правом,
посягательства на личность, права и свободы граждан.
В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства.
Это прежде всего означает, что государство, хотя и определяет правовой режим
осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни само
государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы
определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность
религиозных объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо
государственных функций.
На территории Российской Федерации не могут учреждаться органы
исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные
для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу
вероисповеданий.
Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания как акт государственной власти
определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет
реквизиты устава (положения) религиозного объединения.
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же
время контролирует соблюдение ими относящегося к ним законодательства.
Регистрация уставов (положений) входит в исключительную компетенцию
Министерства юстиции Российской Федерации, органов управления в области юстиции
субъектов Российской Федерации по правилам, установленным законом.
Принципиальным в статусе религиозных объединений является то, что они
образуются и действуют на основании своих уставов (положений); не могут
вмешиваться в дела государства; участвовать в выборах органов государственной
власти и в деятельности политических партий. Однако могут участвовать в социально-
культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим дея-
тельность общественных объединений. Ввиду всеобщности требований принципа
законности, они относятся также к религиозным объединениям.
Служители культа и члены религиозных объединений признаются субъектами
определенных нарушений законодательства о религиозных культах.
Деятельность религиозных объединений может быть прекращена по решению
общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решением
суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу
(положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства
отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего
объединения в целом.
При Президенте Российской Федерации создан Совет по взаимодействию с
религиозными объединениями. Он является консультативным органом,
осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений
для Президента, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями и
повышения духовной культуры общества*.
____________________________
* Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при
Президенте Российской Федерации // Российская газета. 1995. 30 августа.
|