165
такого процесса не являющиеся, однозначно относятся к неправовым
(организационным, аналитическим, обеспечительным и т.п.).
Исполнительная же власть с учетом ее особенностей реализуется только ее
субъектами (а не аппаратными подразделениями совещательного, подготовительного и
иного вспомогательного типа) и только в правовых формах. Но это, конечно, не
умаляет значимости неправовых форм.
Как правило, в числе форм управленческой деятельности называют: издание
нормативных актов, издание индивидуальных (административных) актов, заключение
договоров, осуществление организационных (организационно-технических) действий,
выполнение материально-технических операций. Иногда к ним добавляют применение
мер административного принуждения. Последнее явно ошибочно, ибо меры такого
рода не реализуются сами по себе, а в обязательном порядке «оформляются»
соответствующими правовыми актами, либо совершаются на основе таких актов в
рамках «иных юридически значимых действий» (например, меры физического
принуждения). С выделением договоров можно согласиться при условии обозначения
их в качестве административно-правовых; в таком случае они включаются в состав
правовых форм.
Относительно организационно-технических и материально-технических операций
(действий) следует иметь в виду, что последние вообще не могут рассматриваться в
качестве форм управленческой деятельности. Их роль исключительно вспомогательная
(делопроизводство, экспедиция, транспорт, охрана и т.п.), а форма выражения
неправовая. Реализацию исполнительной власти они, конечно, не выражают;
осуществляют их не управленческие работники, а обслуживающий персонал.
Природа организационных действий и их назначение совершенно иные. Их
совершают государственные служащие административно-управленческие
работники, в действиях которых находит свое практическое выражение повседневная
работа, возложенная на данный исполнительный орган. Это специалисты,
исполнители, функционеры, т.е. оперативный персонал данного органа, работающий
под непосредственным руководством со стороны должностного лица, возглавляющего
этот исполнительный орган. Они занимают служебные должности в его аппарате,
закрепляющие соответствующие функции и полномочия каждого из них. В
определенном объеме они совершают юридически значимые действия, но не
облеченные в форму правовых актов управления. Поэтому эти их действия могут быть
отнесены к правовым формам государственно-управленческой деятельности, но далеко
не во всех случаях к формам реализации исполнительной власти. Как правило,
совершаемые ими действия замыкаются в границах аппарата данного исполнительного
органа (например, инспектор либо иного рода специалист структурного подразделения
аппарата такого органа). В некоторых случаях такой работник наделяется
компетенцией внешне-властного характера (например, главный бухгалтер,
руководитель департамента министерства и т.п.).
Следовательно, неправомерно обозначать все многообразие подобного рода
управленческих действий как организационные. Предпочтительней характеризовать их
как функциональные действия, ибо они направлены на обеспечение реализации именно
функций данного исполнительного органа в рамках преимущественно
внутриаппаратных служебных отношений. Такого рода действия либо предшествуют
реализации исполнительной власти, либо являются следствием, вытекающим из
процесса такой реализации, либо, наконец, служат одним из вариантов этой реализации
в пределах компетенции определенного должностного лица.
Все они могут быть как правовыми, так и неправовыми. Таким образом,
классификационный подход к формам управления подводит к выводу о наличии
правовых либо неправовых форм. Реализация исполнительной власти возможна только
|