169
В соответствии с ним правовые акты управления подразделяют на нормативные и
индивидуальные.
Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию
административного права. В них содержатся административно-правовые нормы,
регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем
установления определенных правил должного поведения в сфере государственного
управления, рассчитанных на длительное применение (исполнение) и не имеющих
конкретного, т.е. персонифицированного, адресата (например, нормы, содержащиеся в
правилах дорожного движения, в санитарно-гигиенических правилах и т.п.,
распространяются на всех, кто так или иначе совершает определенные действия в
названных областях).
Нормативные акты управления являются наиболее емким выражением процесса
реализации исполнительной власти. Это юридические акты подзаконного
административного нормотворчества или правоустановительные акты. Их
подзаконность свидетельство вторичности такого нормотворчества. Тем не менее
роль управленческих нормативных актов существенна, что находит свое выражение в
их содержании. Такого рода правовыми актами:
а) конкретизируются нормы высшей юридической силы, т.е. содержащиеся в
законодательных актах. Например, на основании Закона о Правительстве Российской
Федерации последним был утвержден регламент заседаний Правительства,
конкретизирующий и детализирующий общие нормы, содержащиеся в названном
Законе;
б) определяются типовые правила поведения в сфере государственного
управления. Например, таможенные правила, правила приватизации государственных и
муниципальных предприятий и т.п.;
в) проводятся в жизнь различного рода социально-экономические программы.
Например, программы приватизации, демонополизации и т.п.;
г) определяется организационно-правовой статус звеньев исполнительного
аппарата, непосредственно подведомственных Президенту или Правительству
Российской Федерации (аналогичные акты принимаются на нижестоящих уровнях
государственной организации России). Например, положения о министерствах,
государственных комитетах и федеральных службах Российской Федерации;
д) обеспечивается механизм реализации конституционного статуса граждан и
общественных объединений (например, о свободе совести и вероисповеданий, об
образовании и т.п.);
е) устанавливаются необходимые ограничения и запреты, возлагаются
специальные обязанности или предоставляются специальные права, реализуемые в
сфере государственного управления. Например, о чрезвычайном положении, о въезде и
выезде из страны и т.п.;
ж) формируются основные линии взаимодействия различных участников
управленческих отношений. Например, о взаимоотношениях исполнительных органов
различных субъектов федерации и т.п.;
з) осуществляется охрана установленного в сфере государственного управления
порядка отношений. Например, о судебном обжаловании неправомерных действий
исполнительных органов (должностных лиц) и т.п.
Нормативные акты управления являются одним из источников российского
административного права. Они служат правовой основой для возникновения,
изменения и прекращения конкретных административно-правовых отношений, но сами
их не создают.
Таким образом, нормативными актами решаются наиболее важные,
принципиальные управленческие проблемы. Это их качество, например, ярко
выражено в Законе о Правительстве Российской Федерации, в ст. 30 которого
|