185
интересам осуществления управляющего воздействия. Однако далеко не во всех этих
средствах такое воздействие находит свое прямое выражение. Тем не менее они также
квалифицируются в качестве методов управления.
Важность иных средств, используемых в работе органов управления, несомненна,
но связываются они с решением задач иного порядка. Так, очевидно, что для принятия
управленческого решения в виде правового акта субъект исполнительной власти
предварительно проводит значительную работу, как-то: проведение определенных
расчетов, создание схем возможных взаимосвязей, вызываемых данным решением,
изучение результатов, достигнутых исполнением предыдущих решений по
аналогичным вопросам и т.п. В этих целях используются разнообразные средства
социологические, математические, графические и т.п. Все эти и подобные им действия
выполняются до принятия решения в целях выработки его наиболее эффективного
варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в
будущем управленческом решении.
В равной мере можно характеризовать и иные действия управленческого
характера, например, способы принятия управленческих решений (коллегиальный,
единоличный, по согласованию, совместный и т.п.). В аппарате органов управления
происходит распределение компетенции и ответственности между его структурными
подразделениями и отдельными должностными лицами и т.п.
Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управленческой
работы. Но для того, чтобы признать их методами управления оснований не имеется,
так как все они не выражают непосредственное управляющее воздействие. Нет здесь и
отношений между субъектом и объектом управления, ибо все действия замыкаются в
рамках аппарата данного исполнительного органа. Но, если нет управляющего
воздействия, нет и собственно методов управления.
Вот почему не следует выделять в качестве самостоятельных методов управления
математические, графические, социологические, исследовательские, воспитательные и
прочие средства, ни в коей мере не умаляя при этом их значимости и для обеспечения
нормальной работы аппарата управления. Подобного рода действия можно отнести к
так называемым организационным мероприятиям (операциям), находящим свое
внешнее выражение, как правило, в неправовых формах государственно-
управленческой деятельности и не вызывающих прямых юридических последствий
внешнего характера, т.е. не оказывающих влияние на объект управления.
Таким образом, следует различать:
а) методы управляющего воздействия', они всегда имеют внешнее юридически-
властное значение и выражение и являются собственно методами управления;
б) методы организации работы аппарата управления; они имеют чисто
внутриаппаратное значение;
в) методы совершения отдельных управленческих действий; это методы
процедурного характера.
Первые из них
административно-правовые методы. В них проявляются все
основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках
которой реализуется исполнительная власть. С помощью такого рода методов,
имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной
власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем
использования административно-правовых форм управления. Налицо прямая связь
между административно-правовыми формами и административно-правовыми
методами. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в
нормативных либо индивидуальных правовых актах управления.
Проблема административно-правовых методов чрезвычайно актуальна. Она
обострена в настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям, с
серьезными изменениями в механизме государственного управления и в
|