19
Во всех названных видах управленческих отношений непременно участвует тот
или иной исполнительный орган. Без него управленческие отношения в
административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только он в состоянии в
юридической форме выражать волю и интересы государства, практически
реализовывать в исполнительном варианте государственную власть. Поэтому такого
рода отношения не могут возникать между гражданами, между общественными
объединениями и внутри них. Отношения между государственными предприятиями, а
также коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах,
регламентируются не административным, а гражданским правом, так как они связаны
не с управленческой, а с хозяйственной (имущественной) деятельностью.
В современных условиях управленческие отношения в административно-
правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного
устройства Российской Федерации. Основой в данном случае служит Федеративный
договор и его ведущие позиции, закрепленные Конституцией Российской Федерации
(ст. 5, 7172). По этому критерию можно выделить следующие основные
управленческие отношения:
а) между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными
органами субъектов федерации, т.е. республик, краев, областей, автономных областей,
округов, городов федерального значения. Это, например, отношения между
Правительством Российской Федерации и правительствами республик,
администрацией краев и областей и т.п.;
б) между органами исполнительной власти различных однопорядковых
субъектов федерации (например, между правительствами двух республик,
администрациями двух областей и т.п.);
в) между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов федерации
(например, между администрациями края и входящего в его состав автономного
округа).
Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от
конкретных целей их возникновения и, соответственно, административно-правового
регулирования. По этому критерию выделяются две группы таких отношений:
а) внутренние или внутриорганизационные, внутрисистемные. Это отношения,
связанные с формированием управленческих структур, определением основ
взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей,
прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т.п. Такого
рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы
исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них
выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а
также должностные лица;
б) внешние отношения, связанные с непосредственным воздействием на
объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на
граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).
В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и уч-
реждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти.
Изложенные позиции, относящиеся к общей характеристике управленческих
отношений, составляющих предмет административного права, нуждаются в некоторых
дополнениях.
Во-первых, в специально предусмотренных действующим законодательством
Российской Федерации или подзаконными административно-правовыми нормами
случаях в управленческих отношениях, регулируемых административным правом,
субъект исполнительной власти может отсутствовать. Но он в подобной ситуации
обязательно заменяется равнозначной по юридическому смыслу стороной, которая
наделена необходимым объемом полномочий, имеющих юридически-властный
|