225
регулирования административно-процессуальной деятельности юрисдикционного
характера.
Само понятие административного процесса нельзя отождествлять с такого рода
порядком, ибо «порядок» в данном случае создает правовую основу процесса как
разновидности государственно-управленческой деятельности. Соответственно в
механизме административно-правового регулирования выделяются устанавливающие и
обеспечивающие такой порядок административно-процессуальные нормы. Например,
они содержатся в республиканском Кодексе об административных правонарушениях.
Назначение этих правовых норм заключается не только в определении юридических
правил разрешения индивидуальных дел, но и самого характера таковых. Это означает,
что административно-процессуальные нормы устанавливают границы
юрисдикционной деятельности: не любое индивидуальное дело, возникающее в сфере
государственного управления, составляет ее предмет, а лишь те, на которые
распространяется действие установленного этими нормами порядка. Многие
индивидуальные дела носят соответственно не юрисдикционный, а процедурный
характер. Последние, как уже отмечалось, нередко вообще не урегулированы правом с
достаточной полнотой. Кроме того, они не содержат в себе элементы спорного
правового характера.
4. Правовое регулирование юрисдикционной административно-процессуальной
деятельности придает ей юридический характер и создает основу для возникновения в
рамках административного процесса особого вида правовых отношений. Это
административно-процессуальные отношения горизонтального типа, т.е. в их рамках
обеспечивается одинаковый правовой уровень их участников. Но, как это характерно
вообще для административно-правовых отношений такого типа, равенство сторон
имеет силу до определенного момента. Таковым является момент вынесения решения
по данному спору или индивидуальному делу, что относится к прерогативе субъектов
процессуальных отношений в руках которых сосредоточены юридически-властные
полномочия, необходимые для такого решения.
В юрисдикционных правоотношениях практически реализуются материальные
нормы административно-процессуального права. При этом административная
юрисдикция, находящая свое выражение в этих отношениях, прежде всего
закрепляется в виде полномочий соответствующих исполнительных органов
(должностных лиц) по разрешению административно-правовых споров.
5. Административная юрисдикция, как процессуальная категория, служит в
конечном счете целям правоохраны, обеспечения стабильного правопорядка в сфере
государственного управления. Своим основным назначением она, следовательно, имеет
прежде всего правовую защиту административно-правовых отношений. Одновременно
в рамках административно-юрисдикционной деятельности практически
осуществляется защита и многих других правовых отношений (например, финансовых,
трудовых, земельных, природоохранительных и т.п.).
В то же время границы административно-процессуальной деятельности
юрисдикционного характера определены таким образом, что в ее порядке происходит
не только защита, но и реализация требований не только материальных
административно-процессуальных норм, но и такого же рода правовых норм других
отраслей российского права.
6. Административно-процессуальная деятельность юрисдикционного характера в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не является
исключительной прерогативой исполнительных органов (должностных лиц). Конечно,
она достаточно показательна именно для функционирования названных субъектов. Од-
нако во многих случаях она может осуществляться не только во внесудебном
(административном) порядке, но и в судебном, причем сфера административной
юрисдикции, осуществляемой различными органами судебной власти, постоянно
|