228
судопроизводства (ст. 118 Конституции Российской Федерации). Из данного
конституционного положения вытекает необходимость приведения в единую систему
пока разрозненных административно-правовых норм процессуального характера,
посвященных охране прав и законных интересов граждан, а также и иных участников
административно-правовых отношений в рамках административного
судопроизводства, осуществляемого как общими судами, так и Конституционным (ст.
125 Конституции Российской Федерации) и Высшим арбитражным (ст. 127
Конституции Российской Федерации) судами.
Таким образом, специального субъекта административной юстиции у нас пока
нет. Налицо реализация функций юрисдикции по административным делам во
внесудебном или судебном порядке. Вопросы, связанные с осуществлением
административной юрисдикции в судебном порядке, имеют существенное значение в
аспекте становления правового государства.
Поскольку не все виды юрисдикционных производств обеспечены качественными
административно-правовыми нормами, ранее обозначенные черты административной
юрисдикции целесообразно рассмотреть на примере наиболее юридически
оформленного, каковыми является производство по делам об административных
правонарушениях.
5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
Производство по делам об административных правонарушениях наиболее полно
урегулировано нормами материального и процессуального административного права.
Основным правовым актом законодательного характера является Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
__________________
* См. Ведомости Верховного Совета РСФСР, ¹ 27, ст. 940.
Принятый в 1984 году, он по своему содержанию уже не отвечает требованиям
сегодняшнего дня, хотя многие содержащиеся в нем нормы действуют и сегодня.
Ведется работа по подготовке КоАП Российской Федерации в новой редакции.*
__________________
* При написании данной главы учебника были использованы материалы проекта
новой редакции КоАП Российской Федерации.
КоАП, однако, не является единственным правовым актом, регулирующим
отношения в области административно-процессуальной деятельности в
рассматриваемой области. По ряду вопросов подобного характера принимались законы
Российской Федерации, постановления федерального Правительства. Кроме того,
наряду с КоАП действует Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором
содержатся правовые нормы, регламентирующие производство по делам о нарушении
таможенных правил с учетом их специфики, причем нередко более детально, чем в
КоАП.*
__________________
* См. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1993, ¹ 31, ст. 1224.
Тем не менее, в КОАП законодательно закреплены правовые основы по делам об
административных правонарушениях. Установленный им порядок административного
производства предусматривает ряд общих исходных позиций, которыми
руководствуются органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Так,
|