Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 467 
Next page End  

23
При характеристике так называемого административно-правового метода
регулирования не всегда учитывалось, что «административное» означает, как правило,
«внесудебное». Однако гражданско-правовые споры (включая имущественные) далеко
не всегда требуют судебного рассмотрения и разрешения. Тем самым условность,
присущая делению методов правового регулирования только на гражданско-правовые
и административно-правовые, усиливается в еще большей степени.
В качестве своеобразной реакции на складывающуюся, далеко не бесспорную,
ситуацию был сформулирован вывод о наличии третьего вида методов правового
регулирования, а именно — уголовно-правового, использующего, якобы, средства
исключительно запретительного характера. Если это действительно так, то следует
признать, что многие управленческие и имущественные (гражданские) отношения
регулируются уголовно-правовым методом, что алогично.
Изложенные соображения, однако, вовсе не исключают любую возможность
выделения правовых средств, характерных для каждой из существующих отраслей
права. Но это означает лишь то, что правовые отрасли используют в своих
регулятивных целях с учетом особенностей регулируемых общественных отношений
(предмет) единые правовые средства (метод) в их различном сочетании. Указанные
средства рассчитаны на общественные отношения, участники которых либо находятся
на одном правовом уровне, т.е. равноправны, либо они неравноправны, т.е. юридически
выраженная воля одной стороны имеет определенный приоритет в сравнении с
юридической волей другой стороны. Это и является определяющим при
характеристике методов правового регулирования, ибо элементы равенства или
неравенства сторон могут быть обнаружены в отношениях, регулируемых любой
отраслью права, включая и те, которые подвержены административно-правовому
регулированию. В частности, об этом свидетельствует то, что в сфере государственного
управления имеют место так называемые горизонтальные отношения, исключающие
неравенство их участников (см. подробней главу 4).
Следовательно, вполне обоснован подход к проблеме методов правового
регулирования с позиций, учитывающих, во-первых, принципиальное единство
используемых в этих целях правовых средств, и, во-вторых, специфику регулируемых
общественных отношений.
На подобной основе представляется возможным оттенить особенности
административно-правового регулирования управленческих общественных отношений,
вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета
административного права.
Во-первых, вообще для механизма административно-правового регулирования
наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания.
Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне
регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически-властных
полномочий, адресуемых другой стороне.  Последняя обязана подчиниться
предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав. Такого рода
полномочия не могут находиться в распоряжении обеих сторон; иное превратило бы их
в равноправных субъектов.
Во-вторых, административно-правовое регулирование предполагает
односторонность волеизъявлений одного из участников отношения. Это
волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение.
Следовательно, волеизъявление одной стороны не равнозначно волеизъявлению
другой. Объясняется это прежде всего тем, что юридически-властные предписания
отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.
В-третьих, в конкретных управленческих отношениях, регулируемых
административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая
взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны
Hosted by uCoz