279
Федерации по управлению государственным имуществом вправе изъять у предприятия
такое имущество или реорганизовать в установленном порядке предприятие.
Для контроля за использованием и сохранностью государственного имущества,
относящегося к государственной собственности и закрепленного за федеральными
предприятиями и федеральными государственными учреждениями, могут
производиться документальные и фактические проверки (ревизии и инвентаризации),
аудиторские проверки. Их могут назначать Государственный комитет Российской фе-
дерации по управлению государственным имуществом, его территориальные агентства
и, по согласованию с ними, федеральные органы исполнительной власти, на которые
возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях
(сферах) управления.*
_______________
* См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994
года ¹ 6 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по
управлению и распоряжению объектами федеральной собственности».
Гражданский кодекс Российской Федерации существенно ограничил права
государственных и муниципальных предприятий в распоряжении имуществом, которое
находится теперь не в их полном хозяйственном ведении, а в хозяйственном ведении,
что означает лишение их права собственности на закрепленное за ними
государственное или муниципальное имущество и ограничение распоряжения им.
Конструкция единых систем федеральных органов чаще всего теперь
применяется в организации централизованного осуществления межотраслевых
функций, имеющих свои периферийные органы, в управлении рядом
централизованных отраслей административно-политического характера. Например,
единые системы Госкомстата России, Госкомстандарта России, Государственного
таможенного комитета Российской Федерации и др. При этом они формируются по тем
предметам, которые отнесены лишь к федеральному ведению.
Иначе, чем в экономике, обстоит дело в административно-политической сфере.
Строго централизованное управление ее отдельными отраслями является их
естественным состоянием (оборона, государственная безопасность, иностранные дела и
др.). Высокой степенью централизации характеризуется управление определенными
учреждениями и организациями, подведомственными Министерству внутренних дел
Российской Федерации (внутренние войска, пожарная безопасность и др.).
Следовательно, конструкция единых систем соответствующих министерств и ведомств
сохраняет свое значение.
Лишается своей основы если не вообще, то в качестве определенного правила,
применение принципа двойного подчинения к статусу органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. Их статусу в том качестве, в каком он постулируется
сейчас, противоречит организационное подчинение отраслевых и межотраслевых
органов соответствующим федеральным органам.
Правда, Конституция Российской Федерации дает серьезные основания для
полемики по данному вопросу, провозглашает единство системы исполнительной
власти. Но, с одной стороны, для отрицания такого единства нет ни методологических,
ни юридических оснований, а с другой, из этого еще не вытекает жестокое
организационное «сцепление» органов исполнительной власти Российской Федерации
и ее субъектов. Единство системы исполнительной власти может достигаться с
помощью правовых норм, общностью характера функций органов разных уровней.
Содержание организации управления включает решение различных вопросов.
Изначально необходимо определить принципы и формы их юридического закрепления;
формы органов управления в зависимости от их функционального назначения;
разграничение между ними компетенции, включая формулирование задач, функций,
|