28
будем иметь неограниченное число таковых, причем их существование будет опреде-
ляться не объективными, а чисто субъективными факторами. Кроме того, в «чистом»
виде практически не существует ни одна отрасль права. В каждой из них правовую базу
составляют, как правило, нормы различного отраслевого профиля с преобладанием
удельного веса «собственных» норм, т.е. полностью соответствующих предмету
данной отрасли. На подобной основе фактически строится российское
законодательство. В качестве иллюстрации этого вывода достаточно проанализировать
содержание Закона Российской Федерации от 19 декабря 1991 года «Об охране
окружающей природной среды», являющегося конгломератом правовых норм
различного отраслевого профиля.*
__________________________
* См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации. 1992. ¹ 10. Ст. 457.
Наиболее самостоятельны такие правовые отрасли, как гражданское, уголовное,
международное, конституционное право. В иных случаях всегда легко обнаружить
взаимодействие норм различных отраслей
права и законодательства. Например, в земельном или финансовом праве ярко
проявляется тесное взаимодействие гражданско-правовых, административно-правовых
и уголовно-правовых норм.
Следствием данной особенности действующей правовой системы является
«проникновение» административного права в сферу регулятивного функционирования
иных правовых отраслей. В основе подобного явления фактическое наличие
управленческих по своей природе отношений в сферах, относящихся в соответствии с
предметом той или иной отрасли права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже
в гражданском законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число
административно-правовых по своей сути норм.
Административное право с учетом специфических особенностей государственно-
управленческой деятельности как правовой формы реализации исполнительной власти
охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг
общественных отношений управленческого типа. Тем самым отчетливо проявляется
многообразие административно-правового регулирования. Например, финансовое
право регулирует строго ограниченные рамками его предмета общественные
отношения. Административное право таких строгих границ не имеет. Соответственно
трудно найти какой-либо специальный вопрос, который можно было бы назвать чисто
административно-правовым, т.е. не затрагивающим интересы иных правовых отраслей.
фактически нас «окружают» со всех сторон нормы прежде всего административного
права. Как ни парадоксален с внешней стороны подобный вывод, он имеет под собой
прочные основания. Если, например, говорить в этом плане о гражданине, то наиболее
широки и многообразны его административная право- и дееспособность: рождение,
обучение, практическая работа, взаимоотношения с социальными, коммунальными,
медицинскими, транспортными, правоохранительными и т.п. службами все это
неизбежно испытывает на себе соответствующее регулятивное воздействие
административного права. Конечно, это не исключает такое же воздействие на
поведение граждан и со стороны других отраслей права. Однако они строго
ориентированы (например, гражданско-правовая сделка, налоговые обязанности и
права и т.п.), что в целом не является отличительным признаком административного
права.
Сфера государственного управления не изолирована от действия норм других
отраслей права, которыми регулируются возникающие в ней общественные отношения,
не охватываемые предметом административного права. Так возникает взаимодействие
различных правовых отраслей.
|