Navigation bar
  Print document Start Previous page
 281 of 467 
Next page End  

281
Федерации подчинены ему непосредственно, а в оперативном отношении
руководителю Администрации.
Двойное подчинение субъекта управления по горизонтали и вертикали основано
на разграничении предметов и полномочий совместного ведения, при котором по
отношению к одному и тому же субъекту орган данного уровня и вышестоящий
обладают по определенным для них вопросам юридически властными полномочиями.
Двойное подчинение исключает смешение предметов ведения и полномочий тех
органов, в подчинении которых находится тот или иной орган управления.
Соотношение объема и характера полномочий соответствующих органов может быть
различным. Но если орган обладает хотя бы одним из решающих полномочий в
отношении субъекта, подчиненного по всем другим вопросам иному органу, то уже
можно говорить о двойном подчинении данного субъекта. Даже в тех случаях, когда
вышестоящий орган обладает дисциплинарной властью в отношении руководителей
нижестоящего органа, подчиненного по горизонтали, имеет место воплощение
принципа двойного подчинения. Орган, имеющий двойное подчинение, принадлежит к
системе нижестоящих органов соответствующего уровня. В настоящее время сфера
применения принципа двойного подчинения достаточно узка.
По общему правилу, он не фиксируется в нормативных актах в прямой форме.
Однако в отдельных случаях статус органов на основе двойного подчинения прямо
устанавливается такими актами. Так, в соответствии с Положением о федеральной
государственной службе занятости населения Российской Федерации органы службы
занятости в субъектах Российской Федерации,* в районах и городах подчиняются в
своей деятельности вышестоящим органам занятости и соответствующим органам
исполнительной власти в пределах их компетенции.
____________________________
*   Российская газета. 1993. 29 июня. Указом Президента Российской Федерации
от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
данная служба ликвидирована, ее правопреемником стало Министерство труда и
социального развития Российской Федерации.
Соподчинение выражается в одновременном подчинении субъектов управления
двум и более вышестоящим органам государственной власти. Так, сейчас часть
министерств и ведомств одновременно подчинена Президенту и Правительству
Российской Федерации (министерства внутренних дел, обороны и др.). Например,
контроль за деятельностью Министерства иностранных дел Российской Федерации
осуществляется по соответствующим направлениям его деятельности Президентом и
Правительством Российской Федерации.* Иногда соподчинение обуславливается, с
одной стороны, специализацией управленческой функции, а с другой, необходимостью
единообразия в ее осуществлении двумя или более органами управления. При этом
один из органов выступает головным в осуществлении или обеспечении осуществления
данной функции. Например, вузы, неподведомственные Министерству общего и
профессионального образования Российской Федерации, подчиняются
соответствующим министерствам, госкомитетам, а также и Министерству общего и
профессионального образования Российской Федерации по вопросам применения
образовательных стандартов и др.
_____________________________
* Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации от 14
марта 1995 года // Российская газета. 1995. 31 марта. (Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995. ¹ 46. Ст. 4450).
Соподчинение, в отличие от двойного подчинения, применяется по вертикали.
Hosted by uCoz