Navigation bar
  Print document Start Previous page
 292 of 467 
Next page End  

292
а) отдельные полномочия, делегированные им федеральными органами
исполнительной власти;
б) предметы ведения и полномочия, отнесенные к их совместному ведению с
федеральными органами государственной власти;
в) собственные предметы ведения и полномочия, то есть относящиеся только к их
ведению;
г) полномочия, ориентированные на взаимодействие с федеральными органами
исполнительной власти;
д) полномочия, ориентированные на взаимодействие с органами местного
самоуправления.
Предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации в ее
Конституции не конкретизированы. Это могло быть заложено в федеральный закон об
установлении общих принципов организации системы органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, но его пока нет. Субъекты Российской Федерации
вправе сами предусмотреть их в своих соответственно конституциях республик,
уставах других субъектов Российской Федерации, но сделано это далеко не всеми.
Однако ясно, что к компетенции органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации относятся многие вопросы, находящиеся за пределами их
совместного ведения с федеральными органами государственной власти. Например,
орган исполнительной власти общей компетенции субъекта Российской Федерации
разрабатывает проект бюджета, распоряжается и управляет собственностью субъекта
Российской Федерации и т.д.
Но говоря о компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, ошибочно ее рассматривать изолированно от их предметов и полномочий
совместного ведения с федеральными органами государственной власти; они решают
свои задачи, используя весь арсенал их юридических возможностей. Иного подхода не
может быть, так как на них возложены разработка и осуществление мер,
Обеспечивающих комплексное социально-экономическое развитие, проведение единой
государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения,
социального обеспечения и экологии на территории субъекта Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду, что органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации часто осуществляют принадлежащие только им полномочия,
сотрудничая и взаимодействуя с федеральными органами исполнительной власти.
Например, при разработке проекта бюджета, поскольку в федеральном бюджете также
предусматривается финансирование в территориальном аспекте и т.д.
Реализация компетенции Российской Федерации и ее субъектов распределяется, в
частности, между их различными органами государственного управления. При этом
система органов государственного управления субъектов Российской Федерации не
копирует систему такого рода федеральных органов. В субъектах Российской
Федерации одни и те же функции и полномочия могут осуществляться различными
органами. В таких условиях важнее не разграничение компетенции между
конкретными видами органов государственного управления, а разграничение
компетенции применительно к отраслям и сферам управления.
Конституционное разграничение предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов не является
безупречным. На практике уяснить их границы по меньшей мере трудно. Сделать это
практически невозможно тогда, когда одни и те же полномочия одновременно
относятся к федеральному ведению и совместному ведению органов государственной
власти Российской Федерации и ее субъектов. Например, защита прав и свобод
человека и гражданина отнесена в одном случае к ведению Российской Федерации (см.
п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации), в другом — к совместному ведению
(см. п. «б» ст. 72 Конституции Российской Федерации). Координация международных и
Hosted by uCoz