Navigation bar
  Print document Start Previous page
 323 of 467 
Next page End  

323
установлена юридическая ответственность за их недоброкачественность и
невыполнение.
Основными видами программ являются федеральные и региональные (их
разновидность — межрегиональные программы). Они в свою очередь подразделяются
на: а) отраслевые и межотраслевые; б) общего характера и целевые.
Соотношение между программами может быть иерархичным. Так,
Правительством Российской Федерации разработана Концепция среднесрочной
программы на 1995 — 1997 годы «Реформа и развитие Российской экономики». В
соответствии с ней приняты федеральные целевые программы «Топливо и энергия»,
«Продовольствие», «Конверсия оборонной промышленности» и многие другие. Они
включают подпрограммы, то есть более специализированные целевые программы.
Например, Программа «Топливо и энергия» — подпрограммы «Энергосбережение
России», «Электроэнергетика Дальнего Востока» и др.
Система программ обусловливает сложный механизм государственного
регулирования. Их заказчиками и разработчиками являются, как правило,
государственные органы и иные организации. Они предполагают отбор исполнителей
программных мероприятий или программ в целом, который может осуществляться на
конкурсной основе.
В целевых программах должно предусматриваться: решение приоритетных
социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и
других важнейших задач; согласование финансовых, материальных и трудовых
ресурсов в целях их наиболее эффективного использования; комплексность и
экономическую безопасность предусматриваемых мероприятий; согласованность реше-
ния федеральных и региональных задач; достижение требуемого конечного результата
в установленные сроки.
По целевым программам предусматривается целевое финансирование их
выполнения и государственный контроль за расходованием средств по реализуемым
программам. Это является важнейшим условием реальности программ. Допуская
принцип долевого государственно-коммерческого финансирования, государство, не
вмешиваясь в деятельность негосударственных инвесторов, содействует созданию
законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и надежной
защиты вкладываемых средств. Это означает также, что в механизм выполнения
программ могут включаться как государственные, так и негосударственные структуры.
Например, на такой основе предполагается осуществление государственной программы
«Жилье». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1
декабря 1994 года «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных
предприятий в реализации государственных программ и выполнения заказов для
государственных нужд»* органы исполнительной власти при разработке
государственных программ должны предусматривать возможность участия малых
межгосударственных предприятий в реализации этих программ.
___________________
*Российская газета. 1994. 29 декабря.                       
Программы, при умелом их использовании, могут быть эффективной формой
государственного управления и местного самоуправления. Программное управление
позволяет обеспечивать согласование федеральных и региональных интересов, а также
способствовать развитию отраслей и сфер, имеющих, приоритетное значение. Оно
усиливает его вневедомственный характер. Ибо часто заказчиками одной и той же
государственной программы выступает не один, а несколько органов исполнительной
власти. Например, государственными заказчиками программы «Продовольствие»
являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный
Hosted by uCoz