329
Декларированию подлежат объекты независимо от их организационно-правовой
формы. В декларации обосновывается безопасность проекта и действующего промыш-
ленного объекта, определяются характер и масштабы опасности технологических
процессов и в соответствии с этим предусматриваются меры по обеспечению
безопасности производства, населения, окружающей среды, регламентируются
действия персонала в аварийных ситуациях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 года ¹
738 утвержден Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций. Им определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а
также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных
ситуациях. Подготовка населения к действиям в таких ситуациях осуществляется на
предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-
правовых форм, а также по месту жительства.
Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения
возложены на МЧС России.
Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и
необходимостью их ликвидации. Так, при чрезвычайных ситуациях Президент
Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных
федеральным законом, может ввести на территории Российской Федерации или в
отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Он может принимать решение о
привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженные силы Российской
Федерации, других войск и воинских формирований.
МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в
том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других
чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти и
местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению
последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществлением
мероприятий в этой области; организует формирование и доставку гуманитарной
помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, полномочия органов государственной власти, в том числе
Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий Российской Федерации, подведомственных ему
региональных органов, можно подразделить на две группы:
а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на
предупреждение чрезвычайных ситуаций;
б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их
последствий. Взятые в своем комплексе, они ориентированы на выполнение
важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества.
Чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством
представляет собой режим, хотя и пересекающийся с чрезвычайными ситуациями, но
не полностью совпадающий в основаниях введения. Чрезвычайное положение в
соответствии с Законом РСФСР от 17 мая 1991 года «О чрезвычайном положении»
вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения
чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и
неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики,
устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Основания для его
введения шире, чем чрезвычайные ситуации (ст. 4 Закона РСФСР о чрезвычайном
положении).
Изменения в управлении в условиях чрезвычайного положения часто
ассоциируется со сферой деятельности правоохранительных органов. На самом деле
|