36
субъектов Российской Федерации законодательных функций в значительной степени
усложняет ее решение. Между тем сильная исполнительная власть, потребность в
которой закреплена в новой российской Конституции, объективно требует своего
оснащения» четко выраженными правоустановительными полномочиями. Это
особенно важно в современных условиях, когда все большее число объектов
различного назначения утрачивает государственный характер, и, соответственно,
воздействовать на их работу распорядительным путем (прямое предписание) не
представляется возможным. На смену ему приходят иные средства упорядочивающего
воздействия, в числе которых существенна роль именно административного
нормотворчества, целью которого является установление и обеспечение должного
функционирования указанных объектов различной формы собственности.
Достижению такой цели может способствовать следующее. Прежде всего
административно-правовые нормы общего характера, должны иметь, как правило,
законодательную форму своего выражения. Поскольку полностью решить данную
задачу подобным путем не постольку соответствующие субъекты исполнительной
власти наделяются полномочиями по созданию таких норм в случаях, когда:
а) соответствующий законодательный акт прямо предусматривает таковую
возможность. Например, Водным кодексом Российской Федерации предусматривается,
что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок разработки,
согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем
комплексного использования и охраны водных ресурсов;*
_________________
*См. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. ¹ 47., ст. 4471
б) определяемая для данного субъекта исполнительной власти компетенция
включает его правоустановительные полномочия, при
виде простой констатации, а в
конкретном выражении (например, перечисление вопросов, по которым могут
издаваться нормативные акты). Пока данная проблема практически четко не решается.
Например, в Положении о Государственном комитете Российской Федерации по
поддержке и развитию малого предпринимательства, утвержденном Правительством
Российской Федерации 28 октября 1995 года, предусмотрено, что данный федеральный
орган исполнительной власти вправе издавать в пределах своей компетенции в со-
ответствии с действующим законодательством нормативные правовые акты,
обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также
организациями и учреждениями.* Компетенция же этого органа определяется
настолько различными формулировками, что определить границы его нормотворческой
деятельности весьма затруднительно;
_____________
*См. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. ¹ 45. Ст. 4320
в) исполнительное (административное) нормотворчество используется
преимущественно в целях внутрисистемного регулирования, т.е. в интересах
внутренней организации механизма исполнительной власти (государственного
управления);
г) используется механизм «делегированного» законодательства, т.е. законодатель
передает тому или иному субъекту исполнительной власти соответствующие
правоустановительные полномочия, в обычных условиях относящиеся к
исключительной компетенции законодателя. Этот институт у нас не развит, но его
перспективное значение очевидно.
|