4
Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком
смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных
связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции
практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного
назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального
управления является также и местное самоуправление. В качестве
объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты
развивающихся в нем общественных связей.
Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно
характеризуют как государственное управление, под которым понимается
специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений
(например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от
управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных
формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).
Государственное управление разновидность социального управления, с
функционированием которой традиционно связано формирование особой правовой
отрасли, а именно административного права.
1.1.2. Государственное управление
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и
зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70
лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для
выделения данного вида государственной деятельности.
Конституция Российской федерации 1993 года отказалась от этого термина.
Вместо него в оборот внедрен новый термин
исполнительная власть. Означает ли
это, что государственное управление впредь не существует или же налицо чисто
терминологическая реформация?
На эти закономерные вопросы ответ может быть один: все объясняется
конституционным провозглашением принципа разделения властей. Так, в соответствии
со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется
на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и
исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в
понятие государственного управления до 80-х годов.
Любая
деятельность состоит из
решения, его реализации (исполнение) и
контроля за реализацией.
По существу, на подобной основе строится государственный аппарат, т.е.
совокупность органов, выражающих государственную власть. Соответственно в рамках
этого аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных
задач и функций. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение,
выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней),
органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван
осуществлять тот или иной вид государственной деятельности. Так, на долю органов
государственной власти приходилось решение наиболее важных вопросов
государственной и общественной жизни в форме законов (создание законов); органы
государственного управления в основном осуществляли реализацию законов
(приведение
их в исполнение); судебные органы выполняли законоохранительную
функцию.
Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда»
определялись следующими характеристиками:
а) государственное управление конкретный вид деятельности по
осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и
|