42
рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции.** Адресуются они в
значительной степени именно предпринимателям и их объединениям.
_____________________
*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 ¹ 7. Ст. 534
** См.: Там же. ¹ 45. Ст. 4320
Практика государственно-управленческой деятельности знает, однако, случаи,
когда рекомендации содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим
субъектам исполнительной власти или подведомственным предприятиям и
объединениям. Например, в постановлении Правительства Российской Федерации от
12 февраля 1994 года «Об организации работ по стандартизации, обеспечению
единства измерений, сертификации продукции и услуг» органам исполнительной
власти субъектов федерации рекомендуется оказывать необходимое содействие
территориальным органам по стандартизации, метрологии и сертификации в
осуществлении ими государственного контроля и надзора (п. 5).*
_______________
* Собрание актов Президента и правительства Российской Федерации. 1994. ¹ 8.
Ст. 598.
Такого рода рекомендации не содержат в себе прямо выраженных предписаний, а
дают возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения
определ¸нных задач. По своей сути они близки к содержанию административно-
дозволительных норм, хотя и не лишены определенных элементов авторитарности.
В некоторых случаях рекомендации фактически приобретают юридически-
обязательную силу. Например, Государственная налоговая служба Российской
Федерации 6 октября 1993 года утвердила «Рекомендации по применению
государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового
законодательства». По существу, содержание этого документа сводится не к
рекомендациям, носящим характер советов, а к изложению прямых предписаний,
вытекающих из общих требований налогового законодательства и сопровождаемых
комментариями. Налицо типичная инструкция по применению санкций, являющаяся
одним из конкретных видов административно-правовых актов.
Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям.
Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных
звеньев аппарата государственного управления;
б) административно-правовой статус государственных служащих работников
управленческого аппарата;
в) ключевые вопросы организации и деятельности государственных предприятий
и учреждений;
г) административно-правовой статус общественных объединений;
д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих
структур, включая частные;
е) административно-правовой статус граждан.
С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы по
своему масштабу подразделяются на общефедеральные, а также устанавливаемые
субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.).
По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общими,
межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые
нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на
нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный
|