Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 427 
Next page End  

139
античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, А.Н.
Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, осво-
бодили ее в значительной части от религиозного мировоззрения.
В их трудах проявились стремления ввести государственное властвование в правовые гра-
ницы и прозвучало отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Соответст-
венно радикальные изменения претерпела и трактовка государства. Поскольку праву отводилась
роль ведущей нормативной системы, постольку государство предстает в теоретическом понима-
нии в виде организации власти, призванной гарантировать собственность и права индивидов, а
также разрешать возникающие между ними споры в законном порядке. Государство оказывалось
средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим
благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI–XVII вв. были привнесены идеи, не-
известные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (кон-
ституционного) закрепления государственного строя; единой для всей страны законности; верхо-
венства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав лич-
ности; взаимной ответственности индивида и
государства.
Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, кото-
рый рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым зако-
нам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может
решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».
Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции пра-
вового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное на-
правление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их
трудам идеи правового государства обрели терминологическую определенность и получили ши-
рокое распространение.
• См.: Воротшин Е.А. Указ. соч. С. 37-38.
В России данная концепция развивалась в трудах ученых-юристов либеральной школы –
Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского. Специальные иссле-
дования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен (Теория правового государства. СПб.,
1913), С.А. Котляревский (Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915) и др.
Второе рождение эта идея обрела в современном мире в период развала диктаторских, ав-
торитарных режимов в Германии и Италии, Испании и Португалии, колониальных империй, ут-
верждения демократии. Концепция правового государства в странах, переживающих кризис в их
духовной жизни, в политике и экономике (как, например, сейчас в России), является эффективным
орудием борьбы за права человека, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства,
творческого саморазвития.
Теория правового государства вовсе не застывшая догма. Она раз- вивается и сегодня, по-
стоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и
нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридиче-
ской науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции
правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренче-
ских позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных нацио-
нальных политических и правовых систем и т.д.¹
2. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государст-
ва, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. Но такое
представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена право-
вого государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.
В идее правового государства можно выделить два главных элемента:
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;
2) ограничение правом государственной власти.
В философском смысле свобода может быть определена как"способ-ность человека дейст-
вовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости.
В правовом государст-
Hosted by uCoz