224
* См.: Алексеев С.С. Теория Ирана. М., 1994. С. 109.
2
Ленин Н.И. 11олн. собр. соч. Т. 4/1. С. 398.
3
Подробнее см. Кулагин М.И. Прс/шриниматсльствои право: опыт Запада. М., 1992;
Кашатна Т.Н. Предпринимательство. Правовые вопросы. М., 1994.
По мнению С.С. Алексеева, именно частное право стало главным носителем правового
прогресса, на много опередив в этом отношении развитие публично-правовых институтов. Он
подчеркивает, что частное право это в основном «рыночное право» и в данном качестве оно мо-
жет сыграть важную роль в создании единого правового пространства в рамках СНГ, так как ры-
нок в принципе не знает межгосударственных границ.
В России принят новый Гражданский кодекс, который является «второй конституцией»
экономической. Кодекс сориентирован на рыночные отношения, равенство всех форм собственно-
сти, отражает идеи гражданского общества. Государство сознательно ограничивает свое «присут-
ствие» в сфере хозяйственных отношений, оно устанавливает лишь общие основы свободной кон-
курентной экономики.
В Кодексе получает окончательное признание и законодательное закрепление частное пра-
во, без которого невозможны ни стабильный развитый рынок, ни подлинный институт собствен-
ности, ни реализация естественных прав и свобод человека.
4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Правовые отрасли основные, наиболее крупные структурные подразделения системы
права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных от-
ношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь пока-
зать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положе-
ние в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое
право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различ-
ными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.
1. Конституционное право. Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность
юридических норм и институтов, опосредую-ших наиболее важные, исходные государственные
отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как формирование и структура представи-
тельной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности; политическая система,
экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-
территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права,
свободы и обязанности, общественный строй и др.
* См.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 124.
Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, является Конституция (Основной
Закон) государства, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества.
Это предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-
закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных
санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.
2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-
распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должно-
стных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреж-
дений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты
указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами
управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, пра-
вопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод власть и подчинение, императивные при-
казы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.
3. Финансовое право. Предмет данной отрасли финансовые отношения, формирование и
исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги.
Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового
права тесно связаны с государственным правом и административным, так как сферы этих трех от-
раслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполни-
тельно-распорядительный характер. Методы регулирования контроль, ревизии, властные пред-
писания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности,
возникла система коммерческих банков.
4. Земельное право. Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеуст-
ройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различ-
|