Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 427 
Next page End  

27
стью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.
Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том,
чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий,
поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения
общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое,
государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и
как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить вы-
полнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых
задач.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной
объективности в его изучении, рассматри-вать его таким, каково оно есть в действительности.
Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая пол-
ностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим.
Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государ-
стве в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии
социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень
прогресса и демократии.
Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и феодальных
государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых
буржуазных госу-. дарствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режи-
мом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в ха-
рактеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает
классовое господство, насилие, подавление.
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в совре-
менных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценно-
стей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в
развитых государствах Америки и Европы и в современном Российском государстве.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса,
соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом,
гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством за-
кона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.
Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также форми-
рование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение ко-
торого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является право-
вым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.
Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы о том, что «Российская Федерация – Россия
есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»
не означает, однако, что правовое государство у нас уже создано, что ныне существующее госу-
дарство стало правовым.
В действительности в приведенном положении Конституции РФ правовое государство рас-
сматривается как цель, к которой мы стремимся, с достижением которой связано нынешнее и по-
следующее развитие России. Данный процесс должен быть органически пережит обществом, ко-
торое само должно созреть для этого экономически, политически, духовно, юридически. Вместе с
тем нельзя не заметить, что процесс формирования и фактического утверждения правового Рос-
сийского государства находится все еще в начальной стадии, осуществляется не вполне последо-
вательно и недостаточно интенсивно.
Поэтому на первый план все более выдвигается задача тесного соединения теоретических
представлений о том, каким должно быть правовое государство, с повседневной практической
деятельностью государственных органов и муниципальных учреждений, общественных объеди-
нений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию.
В связи с этим важно иметь в виду, что демократия, правовое государство ничего общего не
имеют с анархистским своеволием, правовым нигилизмом, распущенностью, вседозволенностью.
Напротив, они
предполагают необходимые для всего общества законность и правопорядок, при которых
Hosted by uCoz