298
куссионность и приобретала статус бесспорной истины. Весь вопрос и том, в каком ключе ее об-
суждать. Объективные исследователи не должны поддаваться политическим соблазнам, конъюнк-
туре, очередным сиюминутным веяниям. Требуется спокойный, взвешенный подход, профессио-
нальный, непредвзятый анализ.
Особый интерес к обсуждаемому вопросу проявляют, естественно, теоретики ведь им на-
до выработать действительно общее, а не отраслевое понятие правоотношения. На сегодня пре-
дельно краткой и широкой можно считать следующую дефиницию: всякое общественное отноше-
ние, так или иначе подвергнутое правовому опосредованию (регулированию), является правовым.
При этом речь идет именно о регуляции, а не о простом воздействии права на сознание и поведе-
ние людей (психологическом, идеологическом, моральном, превентивном).
Разумеется, степень, полнота, жесткость, уровень и цели юридической регламентации мо-
гут быть различными, что и обусловливает в конечном счете видовое многообразие правоотноше-
ний. Эти виды зависят также от предметов и методов правового регулирования. Но все они подпа-
дают под указанное выше определение. Здесь важна универсализация признаков явления.
«Конституционно-правовые отношения, отмечает В.О. Лучин, выражают практическую
политику в сфере функционирования национально- и территориально-государственной организа-
ции, системы органов местного самоуправления. Это особая, взятая в единстве наиболее обоб-
щенных и социально значимых характеристик юридическая форма политических отношений.
Каперов Л Б Прямое действие Конституции; правовые, социальные и психологические аспекты // Общественные науки и современность.
1995. ¹ 5. С. 50.
...Такое видение политических отношений, их движения, развития, возможность взаимопе-
реходов логически приводит к выводу, что этому уровню соответствуют общие конституционные
правоотношения».
Субъекты, включенные в правовую сферу, неизбежно оказываются взаимосвязаны между
собой, с одной стороны, правомочиями и притязаниями, с другой обязательствами и ответствен-
ностью. Все должны уважать права, интересы и статус друг друга, не нарушать их. Это и создает
всеобщие связи каждого со всеми и всех с каждым. Прочность подобных взаимосвязей залог
нормального функционирования правовой системы общества, государства.
Однако в большинстве случаев правоотношение трактуется более узко только как кон-
кретная, строго индивидуализированная связь между субъектами, возникающая в результате на-
ступления того или иного юридического факта. Такая связь, как уже говорилось, мыслится по
схеме обязательственного или иного, аналогичного ему отношения:
две стороны, четко обозначенные права и обязанности, над сторонами третья сила (госу-
дарственная власть), которая в случае конфликта, неисполнения одной из сторон обращенного к
ней требования, выступает «арбитром», принуждает к совершению необходимых действий.
И это в принципе верно. Но здесь речь идет не о правоотношениях вообще, а об определен-
ном их классе (или роде), ибо далеко не все правоотношения носят именно такой характер. Повсе-
дневную практику это пока, возможно, удовлетворяет а теорию нет. Ведь последняя призвана
идти впереди практики, освещая ей путь.
Конкретные правоотношения, хотя они и являются наиболее распространенными и хорошо
всем знакомыми по личному опыту, тем не менее не отражают в полной мере специфику любого
или всех правоотношений, в частности, складывающихся в такой ведущей отрасли, как конститу-
ционное право, и в некоторых других примыкающих к нему отраслях. Между тем совершенно
очевидно, что, скажем, правоотношения типа «грузоотправитель грузополучатель» и «государ-
ство гражданин» это разные правоотношения.
К примеру, с момента подписания и вступления в силу Федеративного договора между его
участниками возникли особые государственно-правовые отношения длящегося или постоянного
характера. Суть ихв разделении полномочий, юрисдикции, «сфер влияния», предметов ведения, а
также в координации совместной деятельности субъектов Федерации.
1
Лучин В О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 113,114.
После одобрения на референдуме ныне действующей российской Конституции на ее осно-
ве сложился целый комплекс правоотношений (вертикальных и горизонтальных) между различ-
ными государственными органами, государством и гражданами, а также последних между собой.
При этом Конституция имеет прямое действие и на нее можно ссылаться при разрешении соответ-
ствующих дел. В этом случае общее правоотношение перерастает в конкретное.
Типичным общерегулятивным правоотношением выступает гражданство, которое, как из-
|