64
дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе
весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между
руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации появлению
у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам по-
следователей¹.
. 3. Политическая деятельность
разнообразные виды действий людей, направленных на
обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической
власти в обществе.
Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко
выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое зна-
чение которого, несомненно, весьма велико, но смысл как раз заключается и неприятии и отрица-
нии политики. Это политическое отчуждение. Оно выражается в сосредоточении усилий человека
на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, полити-
ческой.
Политическая пассивность это вид политической деятельности, в рамках которой субъект
(им может быть как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных интере-
сов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической само-
стоятельности.
Критерием активной деятельности служит стремление и возмож-ность, воздействуя па по-
литическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Становление
политической активности означает формирование способности действовать исходя из объектив-
ной связи проблемы существования любой социальной группы с противоречиями, характерными
для всего общества в целом.
4. Политическое сознание и политическая культура. Под политическим сознанием имеется
в виду многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политиче-
ской власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом
сознании выделяются два уровня организации: концептуальный политические теории, доктри-
ны, программы, учения; обыденный несистематизированные представления о политике, тради-
циях, нормах поведения.
Политическая культура
это система ценностей, политических идей, символов, убежде-
ний, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и
отношений. Единство,
* См.: Михелъс Р. Необходимость организации // Диалог. 1990. ¹ 3. С. 5859.
Ктеграция в сфере политики возможны только при наличии духовной Ьязи, благодаря ко-
торой люди могут хотя бы просто понять друг друга.
Исторический опыт доказывает, что политические системы, способные к длительному и
стабильному существованию, такими ценностями обязательно обладают. Число их может быть
невелико, но они непременно присутствуют и разделяются большинством членов общества, аак-
ладываются в системы воспитания, политической социализации.
Ценности это выражение значимости объектов окружающего Мира для человека, его
субъективного отношения к ним. Известный американский политолог Г. Лассуэл определял их как
«желаемые события», или «события-желания».
Поскольку в сфере политических отношений люди практически постоянно имеют дело с
выбором порядка собственных действий, с переводом описательной информации в предописа-
тельную, ценности играют огромную роль в становлении характера, направленности политиче-
ских действий и процессов, в значительной степени они определяют тип политических систем,
приоритеты государственных механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствую-
щих в поли-; тической системе ценностей.
I Среди ценностных доминант, создававших исторический облик ев-уюпейских политиче-
ских систем, известный американский политолог К. Дейч выделяет:
до XV в. справедливость, честность;
в XV в. власть, выгоду;
- в XIX в. стабильность;
в XIXXX вв. развитие.
Автор отмечает невозможность определения современной политики в рамках единой цен-
|