|    76 данном этапе его развития, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми  другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации.  Особо следует выделить такой духовный общечеловеческий фактор, вот уже несколько  столетий оказывающий мощное влияние на  1  См.: Байтии М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал Российского права. 1999. ¹ 1. С. 98-99.  2  Ленин В И. Поли. собр. со». Т. 32. С. 340.  формирование и развитие права, как учение о естественных, прирожденных, неотъемлемых  правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, официально действующего в пре- делах того или иного государства права. Лишь в этом случае последнее, с позиций естественно- правовой теории, оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а  потому гуманное и справедливое.  С тех пор как провозглашенные естественно-правовой теорией законы, синтезирующие  общечеловеческие представления об идеях и принципах морали и правосознания, впервые полу- чили выражение в качестве государственной воли в одном из замечательных документов Великой  французской революции  Декларации прав человека и гражданина (1789), они прошли большой и  сложный путь, ознаменовавшийся их международно-правовым признанием в принятой ООН Все- общей декларации прав человека (1948).  Вопрос о том, соответствует или не соответствует право того или иного государства идеям  признания и охраны основных, фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, стал фак- тически международно признанным критерием отнесения данного государства и права к демокра- тическому или тоталитарному.  Воздействие идей естественно-правовой теории на развитие современного российского  права впервые получило официальное признание и выражение в Декларации прав и свобод чело- века и гражданина РСФСР (1991) и особенно в Конституции Российской Федерации, принятой 12  декабря 1993 г. Непосредственно с этим связан происходящий ныне процесс углубления нравст- венных начал отечественного права, сближения права и морали демократического общества. Есте- ственное право практически неосуществимо без позитивного, а духовная основа, нравственная си- ла позитивного права коренится в праве естественном.  Соответственно один из новых моментов, характеризующих нормативный подход к праву,  состоит в стремлении к полному преодолению существовавшего ранее отрыва от идей естествен- ной школы права, обеспечению единства естественного и позитивного права в теории и  на практике.  Итак, в том, что право  государственная воля общества на данном  этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его  существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права.  Нормативный характер права заключается в том, что право как  государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реаль-  ной жизни не иначе как система официально признаваемых и действу ющих в данном госу- дарстве юридических норм в их материалистическом понимании. )  В специальной литературе эту систему норм принято называть правом в объективном  смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не  зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в   отличие от права в субъективном смысле (субъективного права) как" права (правомочия) того или  иного участника (субъекта) правоотношения либо совокупности таких прав (правомочий).  Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и  формы права. Вопрос этот сложный, неоднозначно трактуемый различными учеными, в том числе  и сторонниками нормативного понимания права. Одни авторы смешивают содержание права с его  сущностью, другие  с его формой.  Правильное решение данного вопроса можно найти на основе рассмотрения права под уг- лом зрения его государственно-волевого и нормативного признаков. Если сущность права в том,  что оно, как отмечалось выше, выражает обусловленную всей реальной жизнью государ- ствен- ную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как  путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется воз- можным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержа- ние права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих  его правовых норм.  |