92
органов государственной власти и управления.
Третья группа отношения между субъектами политической системы по поводу управле-
ния обществом как единым социально-политическим организмом.
Политические нормы могут вырабатываться на всех уровнях данных отношений. На пер-
вом они выражаются прежде всего в различного рода программных документах и декларациях;
на втором в межпартийных соглашениях; на третьем в общенациональных государственно-
властных решениях.
Политические нормы обязательны лишь для субъектов определенного социально-
политического объединения. Для управления обществом, регулирования наиболее значимых от-
ношений с участием всех коллективных и индивидуальных субъектов выступает право. Без него и
политика не только не может быть реализована, но и успешно выработана. Лишь через право
пришедшая к власти социальная группа может обеспечить свои интересы, придать своей воле все-
общее значение, сделать ее обязательной для исполнения всеми членами общества.
Государственная политика «разговаривает» со своими гражданами на языке права. В этой
связи в обыденной жизни формируется представление: будто только государство создает право и
меняет его содержание произвольно, по своему усмотрению.
Однако эти взгляды не бесспорны. Право не является возведенной в закон волей государст-
ва, оно лишь формируется им как органом общенационального представительства. Государство
оформляет право в виде общеобязательных актов и координирует деятельность иных субъектов
политической системы в сфере правотворчества. Его содержание зависит от многообразных объ-
ективных и субъективных причин, находящихся за пределами государства. Современное право по
своей сущности есть сбалансированная воля всего общества, всех его социальных групп и слоев,
воля, превращающая государство из всевластного господина в контролируемого слугу общества.
Право используется государством для: ч
закрепления политической власти и ее структурной организа1
ции; 1
руководства хозяйственной, экономической жизнью страны, ор-;
ганизации и регулирования производственной деятельности;
установления порядка распределения и обмена продуктами
труда, ценообразования, формирования и распределения национального дохода;
регулирования социально-политических и национальных отношений между различными
социальными группами;
борьбы с негативными явлениями в общественной жизни, преступностью;
упорядочения внешнеполитических отношений. Конечно, деятельность государства во-
площается не только в правовых, но и в организационных формах. Однако и эта деятельность
должна быть основана на праве, она не может находиться с ним в противоречии.
Право относительно самостоятельное явление общественной жизни. Эта самостоятель-
ность позволяет ему влиять на политику, устанавливать границы социально значимой деятельно-
сти государства, гарантировать общество от узурпации политической власти. Правовая форма
обеспечивает доступ к государственному управлению широких слоев населения, их возможность
влиять на выработку наиболее важных социально значимых решений. Она устанавливает обязан-
ность государства обеспечивать безопасность личности, ее права и свободы.
В процессе исторического развития общества степень использования права была различ-
ной. Однако по мере усложнения общественной жизни, совершенствования самого права и его
возможностей наблюдается устойчивая тенденция к повышению роли права во всех сферах дея-
тельности человека. В то же время законодатель не должен допускать чрезмерности правового ре-
гулирования, преувеличивать возможности права, что, к сожалению, происходит на практике.
Часто законодатель, не взвешивая возможности других социальных регуляторов, не выявив
истоки неэффективности действующих правовых норм (которые могут быть связаны с социально-
экономическими и политическими факторами, с недостаточным контролем или иными, не юриди-
ческими, обстоятельствами), пытается создавать все новые и /новые правовые нормы, не решаю-
щие, однако, современных проблем.
Следует иметь в виду, что чрезмерность правовой регламентации не тождественна просто-
му арифметическому (количественному) увеличению числа или объема принимаемых норм. Оно
может выражаться и в избыточном использовании той или иной формы (когда издаются
|