Navigation bar
  Print document Start Previous page
 138 of 319 
Next page End  

138
Ныне идея и практика модернизации – это, по существу, обобщение и продолжение всех тех эко-
номических, политических и правовых реформ, которые были начаты в 1991 году, четкое определение и
обозначение того выбора, который был сделан на пороге XXI века и продолжил трехсотлетние стремле-
ния.
Модернизация – не только средство, но и итоговая цель общественных преобразований, которые
осуществляются в нынешней российской государственности. Для государственно-правового развития
современной России важное значение приобретают несколько основных направлений модернизации.
Каковы они? Какие конкретные современные стандарты определяют жизнедеятельность в разви-
тых странах, какие основные государственно-правовые критерии могли быть положены в основу мо-
дернизации России, и в особенности в сфере государственности?
По форме правления современное Российское государство представляет прсзидентско-
парламептскую республику, основанную на разделении властей.
Разумеется, и в этой области процессы, имеют переходный период. Формирование системы раз-
деления властей знает перехлесты, когда происходит борьба за сферы влияния между исполнительной и
законодательной властями – между Президентом и Верховным Советом, Президентом и Государствен-
ной Думой.
Четвертая власть – средства массовой информации – выйдя из-под идеологического и организа-
ционного контроля, пытается временами встать над всеми другими ветвями власти, освобождается по-
рой фактически от пут законности и справедливости.
Расстроена судебная система, и процедурные формы судебной организации не создают пока не-
обходимых условий для защиты интересов новых социальных сил, новых тенденций в рыночной эко-
номике, духовной жизни.
Реализуя идею разделения властей, российское общество подчас упускает из виду, что это разде-
ление не должно вести к безвластию или многовластию, что власть едина как государственная власть,
но организация этой власти в демократическом государстве предполагает ее разделение по функциям в
сфере управления, других сферах.
Не следует упускать из виду формирование в президентско-парламентской республике и пятой,
президентской власти. Структуры, обеспечивающие Президенту выполнение функций главы государст-
ва, гаранта прав и свобод человека, провозглашенных Конституцией России, возникают объективно, и
их нормальное взаимодействие без дублирования с другими ветвями власти становится насущной необ-
ходимостью.
Формирование института президентства в России отвечает общим закономерностям современ-
ной общепланетарной государственности – из 183 государств при ООН 130 имеют президентскую сис-
тему правления.
Форма правления современного Российского государства получила свое закрепление и Консти-
туции Российского государства (1993) и становится основой для ее модернизации как по организации,
так и по формам деятельности. Общество начинает жить по Конституции – и это отрадная характери-
стика стабильности, равновесности социального состоянии России. Конституционная реформа завер-
шена – и исполнение Конституции и других законов ставятся по главу угла. При этом прямое действие
Конституции должно стать основой деятельности исполнительных органов власти, судебных органов.
Но при этом, разумеется, должны сохраняться и необходимые законотворческие работы.
Сложной остается характеристика современного Российского государства по критериям его на-
ционально-государственного и административно-территориального устройства.
Российское государство имеет федеративное устройство, но весьма специфического свойства. В
состав Российской Федерации входят национально-государственные образования: республики, такие
своеобразные образования, как автономные области, автономные округа, а также административно-
территориальные образования: края, области. Республики на национальной основе – это государства,
суверенитет которых ограничен в соответствии с Конституцией РФ полномочиями, предметом ведения,
отнесенным к исключительной компетенции федеральных (центральных) властей. Знает Российская
Федерация совместную компетенцию центра и республик. В этой области получил развитие принцип
взаимного делегирования полномочий. Он реализуется в договорных формах между федеральными ор-
ганами власти и органами власти республик (а не между Россией и субъектом федерации, как можно
иногда прочесть или услышать).
Hosted by uCoz