209
Следует обратить внимание, что и понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двоя-
ком смысле. Один это акт как действие, второй это акт как материальный (письменный, электрон-
ный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-
правовой акт как источник права.
Но почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое
различие, которое и выделяет теория права.
Дело в том, что наряду с нормами права (социальными правилами поведения), которые воплоща-
ет, содержит нормативно-правовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового (социального) ха-
рактера и значения, однако они также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной
форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с
бытовыми приборами (утюгом, электроплитой и т.д.). Эти акты также являются нормативными, но не
правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, напри-
мер, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические тре-
бования к качеству продукции, с другой устанавливается, что нарушение этих требований строго за-
прещается, влечет ответственность по закону.
Иногда в юридической литературе, если из контекста это понятно, вместо словосочетания «нор-
мативно-правовой акт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, как отмечалось выше, оно
имеет в точном смысле иное содержание.
Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто как правовой
акт. И здесь существует топкое различие, исключительно важное для юридической практики. Это раз-
личие становится понятным из такого примера. Правовым будет являться акт, содержащий как право-
вые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности к кон-
кретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например, приказ руководителя учреждения о на-
ложении дисциплинарного взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении. Правил внут-
реннего трудового распорядка (за опоздание на работу, прогул, другие нарушения трудовой дисципли-
ны) является правовым актом, так как имеет правовое значение. Этот приказ является правовым, но не
содержащим нормы права, актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменитель-
ный, а не как правосодержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой акт.
Поскольку сохраняется практическая потребность учитывать реальное различие между правосо-
держащими и правоприменяющими, правореализующими актами, постольку для рассматриваемого ис-
точника права сохраняется и научно-прикладная необходимость его обозначения как нормативно-
правового акта.
Отметим также, что обоснование различных юридических обозначений, понятий, как в этой, так
и в других областях, это не какая-то казуистика или схоластика, а, напротив, весьма важное научное и
практическое дело, если вспомнить, что за всем этим стоят живые люди, их деятельность, благополу-
чие, а подчас и жизнь. Подчеркну также, что в дальнейшем, в последующей теме о правоприменении
будут подробно рассмотрены и правоприменительные акты. Здесь же продолжим рассмотрение норма-
тивно-правовых актов.
Понятие нормативно-правовой акт как источник права охватывает все великое многообразие
правовых норм, регулирующих не менее многообразные и бесчисленные социальные связи в обществе.
Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты,
найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического
употребления.
Можно определить наиболее важные критерии, по которым непосредственно или по их сочета-
нию выделяются виды нормативно-правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-
правового акта, процедура его принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространя-
ется его действие, пространство и время, которые также охватываются действием акта, утрата юридиче-
скою значения, системность, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев.
По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой вид нормативно-
правового акта, как закон. Закон это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением
правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательных органов власти
(парламентом, конгрессом, верховным сонетом, собранием и т.д.). Законы могут приниматься и на ре-
ферендумах в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения
потому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как
правило, регулирует наиболее важные общественные отношения. Однако определить эти общественные
|