263
Но если бы средство массовой информации (газета, телерадиокомпания) стало при этом разжи-
гать национальную ненависть, призывать к разрушению целостности государства, занялось бы восхва-
лением (пропагандой) войны, то ее руководители в силу статьи 4 Закона РФ «О средствах массовой ин-
формации» совершили бы преступление, именуемое злоупотреблением свободой массовой информа-
ции, и подлежали бы привлечению к уголовной ответственности.
Может возникнуть и ситуация, когда право на предвыборную агитацию также превращается в
злоупотребление этим правом. Например, если кандидат в депутаты начинает «поносить» своих поли-
тических оппонентов, распространяя о них сведения, не соответствующие действительности и пороча-
щие их честь, достоинство и деловую репутацию. Право вести предвыборную агитацию он имел, он его
использовал, но при этом превысил меру полемики, «забыл» о правах других кандидатов, нарушил ба-
ланс.
Злоупотребление правом явление мало изученное в теоретическом плане, но приобретающее
подчас зловещее, даже гибельное свойство для правовой системы. Это как злоупотребление алкоголем,
которое становится гибельным для индивида, а подчас при массовом злоупотреблении и для общества.
Вот почему даже сам подход к изучению этого явления с позиций использования права, его меры пред-
ставляются весьма социально важными и теоретически плодотворными.
Злоупотребление правом это как раз тот случай, когда нарушается именно субъективное право
мера возможного поведения, нарушаются границы, устанавливаемые этой мерой. В ситуации со зло-
употреблением свободой массовой информации происходит недопустимое самостоятельное расшире-
ние субъектом свободы массовой информации путем включения и эту свободу действий, в том числе
информационных, агитационных или пропагандистских, которые сами являются противоправными
пропаганда войны, разрушение целостности государства, разжигание национальной вражды и т.п.
Правомочие действовать соответствующим образом у субъекта имеется, но он это правомочие
использует безгранично, включает в него такие содержательные моменты, которые нарушают меру
возможного поведения другого участника общественных отношений. Он тем самым переводит направ-
ленность совместных действий («сцепку») участников общественных отношений в противоположную
сторону. А это уже не стабилизирует социальную систему, а, напротив, разрушает ее равновесие.
Особой формой реализации права является применение права.
Право применяют лишь те структуры, должностные лица, которые имеют властные полномочия.
Гражданин право не применяет, хотя в некоторых случаях наделяется правомочиями активно препятст-
вовать противоправному поведению другого лица. Например, в ситуации так называемой необходимой
обороны, когда под непосредственной угрозой оказывается жизнь, здоровье обороняющегося лица, его
близких.
Но, как правило, применяют право органы государства, представители власти, т.е. те, кто наде-
лен специальной компетенцией, либо те лица, чья работа связана с правоохранительной деятельностью.
Формой правоприменения может быть принуждение, насилие над личностью, однако основанное на за-
коне. Принуждение может осуществляться непосредственно, например для предотвращения преступле-
ния, либо в четко установленной процедурной форме. Последняя предполагает издание соответствую-
щим государственным органом так называемых правоприменительных актов, в которых и реализуются
их властные полномочия. Применение права осуществляется в отношении гражданина и, как правило,
затрагивает его права и свободы.
Роль и значение применения права столь велико в жизни права, что многие ученые выделяют эту
форму реализации права в самостоятельную, полагая, что правоприменение, как и правотворчество,
это два особых направления функционирования правовой системы. Соответственно различают право-
применительные и правотворческие акты.
Яркий пример правоприменения деятельность судов. Вынося приговор или приняв судебное
решение по гражданскому делу, суд осуществляет применение права, реализует спои властные полно-
мочия, вторгается в сферу прав и обязанностей гражданина или соответствующего структурного обра-
зования, словом, создает правоприменительный акт, на основе которого может осуществляться прямое
принуждение, насилие. Такое же применение права осуществляет и работник ГАИ, когда наказывает
(штрафует) нарушителя правил дорожного движения.
Вот почему применение права можно определить как властную правовую деятельность органов
государств (или иных органов по уполномочию государств), а также их должностных лиц, наделенных
специальными полномочиями по организации или обеспечению социальной упорядоченности, стабиль-
ности и жизни общества, по пресечению нарушений в этой сфере.
|