Navigation bar
  Print document Start Previous page
 296 of 319 
Next page End  

296
Идеологическая структура правосознания создается подчас искусственно. Так, аргументы против
частной собственности на землю ее противники черпают и поныне из представлений об общинной
форме крестьянской жизнедеятельности на Руси, о приверженности к ней русского крестьянства. При
этом игнорируется успешный опыт столыпинской реформы, нэповский опыт, который показал в XX ве-
ке эффективную роль частного, семейно-хозяйственного земледелия.
И в конце XX века продолжается в России борьба за один из двух путей развития сельского хо-
зяйства – коллективный (колхозы, совхозы) или частный (фермерство). А в правосознание сторонники
возврата к колхозно-совхозной системе стараются внедрить представления о том, что частная собствен-
ность приведет к разбазариванию земель сельскохозяйственного назначения, продаже российских зе-
мель иностранцам и т.п. Все эти идеи, эмоции формируются применительно к одобрению или осужде-
нию принятого и реализуемого Гражданского кодекса, обсуждаемого Земельного кодекса и других ак-
тов.
В структуре правосознания, кроме идеологии и психологии, выделяются и уровни – обыденное,
профессиональное, научное правосознание.
Обыденное правосознание – это отношение к праву, его оценки на уровне стереотипов, штампов,
слухов, курсирующих в тех или иных социальных группах, иногда толпе. Это, например, представле-
ния, что сила закона в его жестокости, что если, де, рубить руки ворам, то исчезнет воровство, что са-
мосуд – расстрел на месте – единственный способ справиться с бандитизмом, что законы либеральны и
потому существует преступность и тому подобное. Аналогичные мнения и эмоции характеризуют обы-
денное правосознание.
К обыденному уровню правосознания можно отнести, например, такие высказывания некоторых
российских журналистов: «принимает Госдума тысячи законов, но читать их и понимать невозможно».
В этом случае свой уровень правосознания и просто образования журналист выдает за всеобщий и с
помощью средств массовой информации внедряет его в обыденное правосознание.
Профессиональный уровень – это правосознание прежде всего юристов-практиков, иных работ-
ников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных
юридических и государственных работников). Социологические исследования выявляют совершенно
отчетливо представления юристов в целом, их структур об эффективности права, его недостатках, о
том, что надо делать с правовой системой государства. Иногда профессиональное правосознание пыта-
ется за счет критики действующего законодательства объяснить недостатки в работе юридических уч-
реждений, списать эти недостатки (рост преступности, числа имущественных споров и другие) на счет
якобы несовершенного законодательства.
Профессиональное правосознание в России формирует и весьма обоснованные предложения, вы-
текающие из знания обстановки в сфере компетенции Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,
Генеральной прокуратуры, Конституционного Суда.
У юриста, как правило, есть несколько постулатов, которые складываются под влиянием всей
системы юридического образования, под влиянием практической работы. Это священность закона и до-
говора, верховенство закона, уважение к Конституции, равенство каждого перед законом, судом, вла-
стью и некоторые другие «священные коровы». Но иногда именно за это юристы получают эмоцио-
нальные на уровне обыденного сознания характеристики: крючкотворы, формалисты и т.п.
Научное правосознание опирается на изучение состояния действующей правовой системы, необ-
ходимых перемен, социальных заказов и ожиданий в правовой сфере. Научное правосознание характе-
ризует идеологический пласт и состоит как из общетеоретических знаний, так и из знаний отраслевых
юридических наук.
Научное правосознание формирует предложения de lege lata и de lege ferenda. Эти два возникших
еще в далеком прошлом подхода соответственно относятся к оценке, в том числе критике, действующе-
го законодательства и к предложениям об улучшении права на перспективу, в будущем.
Разумеется, к научному правосознанию относится весь спектр проблем правового развития чело-
вечества, в том числе гипотезы об «отмирании» права, о правовом нигилизме, представления о законе
как воле государства и т.д.
Мощным и весьма древним течением в правосознании являются религиозные влияния на право-
вые взгляды, правовые чувства. Там и тогда, где и когда право приобретает религиозные формы (на-
пример, каноническое право), роль религиозных идей и чувств становится решающей.
В структуре правосознания выделяются также виды: индивидуальное, групповое, в том числе
классовое, общенациональное (массовое) правосознание.
Hosted by uCoz