Navigation bar
  Print document Start Previous page
 314 of 319 
Next page End  

314
Теперь становится понятным почему и для российского общества, только теперь, в конце XX ве-
ка, вступившего на путь формирования гражданского общества, так важно знать исходные теоретико-
правовые (впрочем, разумеется, не только правовые) положения, характеризующие это общество.
Понятно теперь также почему это понятие было исключено из лексикона отечественной теории
государства и права на предыдущем этапе. Это общество, если и интересовало теорию, то только в ис-
торическом плане и в плане критики буржуазии, капитализма и то, по отдельным элементам: «свобода
денежного мешка», «частная, эксплуататорская собственность» и т.д. Действительно, в теории и прак-
тике социалистического государства идея независимого гражданского общества была отвергнута, т.к.
ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всего кон-
троль за ними.
Эта идея была заменена концепцией политической, экономической, социальной систем, которые
якобы и составляли структуру общества. В Конституциях 1936 и 1977 годов эта концепция получила и
юридическое закрепление. Политическая система по этим теоретическим взглядам и юридическим по-
ложениям состояла из органов власти – Советов народных депутатов и осуществления их властных
полномочий. Экономическая система – из социалистической собственности, социалистических форм
трудовой деятельности. Социальная система – из рабочих, крестьян, трудящейся (народной) интелли-
генции.
Гражданское общество в долгое семидесятилетие существования социалистического государства
исчезло из исследовательских работ отечественной теории права. И только в настоящее время, при пе-
реходе России к социально регулируемой рыночной экономике, демократическим преобразованиям,
вновь обнаруживается большой гуманистический потенциал этой концепции.
Создание гражданского общества становится одним из необходимых условий продвижения Рос-
сии по пути крупных социально-политических, экономических и правовых реформ, одной из целей мо-
дернизации российского общества.
И, наконец, теперь можно рассмотреть влияние формирующегося гражданского общества на
дальнейшую судьбу государства и права, на будущее этих социальных институтов, по крайней мере, в
России.
Этот же вопрос о государстве и его будущем возникал и перед Гегелем – что же такое государст-
во, если гражданское общество охватывает те сферы, о которых речь была выше.
Именно в связи с содержанием гражданского общества Гегель приходит к следующим выводам.
«По отношению к сферам частного права и частного блага, семьи и гражданского общества, го-
сударство есть внешняя необходимость». Гегель различает государство в его идеальном бытии (дейст-
вительность нравственной идеи) и политическое, реальное государство, которое необходимо для функ-
ционирования частного права, частного блага, семьи и гражданского общества.
Политическое государство, по Гегелю, характеризуется разделением властей. Законодательная
власть определяет и устанавливает «всеобщее», т.е. законы, обязательные для всего общества.
Правительственная власть «подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщие», по-
просту – исполняет законы. Наконец, власть государя как последнее полевое решение, власть, в которой
интегрированы различные власти и которая есть вершина и начало конституционной монархии. Ее сто-
ронником, как известно, был Гегель.
И еще важное замечание Гегеля – «государственный строй не есть нечто созданное: он представ-
ляет собой работу многих исков, идею и сознание разумного в той мере, в которой оно развито в дан-
ном народе». Иными словами, государственный строй – результат организационных и самоорганиза-
ционных процессов, протекающих под культурным и иным влиянием народа в течение длительного
времени.
Теперь, после этого анализа, становится ясным, что гражданское общество – это не некое абст-
рактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно
состояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее на путь рыночной экономи-
ки и либерально-демократического режима. Это гражданское общество сохраняет органическую связь с
государством, обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности, главным
образом – правосудие, а также возможность гражданину иметь и использовать собственность, искать и
получать удовлетворение своих прав по суду и т.п.
Разумеется, что речь не идет о сведении содержания гражданского общества к гегелевской моде-
ли. За двести лет оно обогатилось и многими другими ценностями. Среди них – открытость, глобаль-
Hosted by uCoz