75
Но для функционирования федерации в ее новых формах должно быть осуществлено четкое рас-
пределение полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции
в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства.
Особой формой федерализма может явиться организация государственного устройства по принципу
«одно государство две системы». Такой принцип может обладать мощным государственно-
объединительным импульсом, собирать в одном государстве, опять же вопреки догматизированному
марксизму-ленинизму, разные социально-экономические системы рыночную и планово-
распределительную. И все потому, что федерализм не привязан жестко к экономическому базису. Он
подвержен влиянию и иных, в том числе национальных интересов.
Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и
выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным.
Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций суще-
ствовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конститу-
ции. Исключением был бывший СССР, в Конституции которого такое право было предоставлено. Од-
нако это право было декларативным. Механизм его осуществления в Конституции не устанавливался, а
Закон Союза ССР (1989 г.) о порядке выхода союзных республик из состава Союза ССР, по существу,
свел это право на нет. Действительно, отношения между субъектами федерации являются очень тесны-
ми, имеет место кооперация хозяйственных связей, допускается перелив финансовых средств одного
субъекта федерации другому путем предоставления ему субсидий, дотаций и т.п. Поэтому односторон-
нее волеизъявление субъекта (федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других чле-
нов федерации, поскольку при этом возможно нарушение их интересов и причинение им ущерба. В
этом процессе необходимо дополнить волеизъявление субъекта федерации, поставившего вопрос о вы-
ходе из нее, согласием или утверждением со стороны федерации в целом. Иными словами, принцип
права наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности государства. На такой
подход нацеливает и утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, переосмыс-
ление принципа наций на самоопределение.
В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права на самоопределение в
федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие
проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав
человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права нации над правами человека
всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифические идеалы и уто-
пии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образования самостоятельного госу-
дарства. Появилась еще одна проблема устройства государства. Это его роль в защите диаспоры, т.е.
той части соотечественников, которая в силу тех или иных причин (распад государства, иных историче-
ских причин) оказалась на территории другого государства. Их положение в чужом государстве не мо-
жет быть безразличным для соотечественников.
Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-
территориальные.
В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она
имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются респуб-
лики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и куль-
турные автономии.
В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические,
географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические
традиции, языковые, иные культурные факторы.
Форма государственного устройства государства зависит и от того, с какими государствами оно
вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддержи-
вает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для ре-
шения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, са-
мостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей.
Конфедеративная форма государственного устройства это объединение государств, как прави-
ло, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, соци-
альных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих госу-
дарств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского
экономического сообщества в своем общении преследует прежде всего экономические цели, причем эти
|