Navigation bar
  Print document Start Previous page
 125 of 165 
Next page End  

125
3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела
государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных
потребностей граждан.
4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически
закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу
выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение
своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех
религиозных объединений перед законом.
Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их
сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную
изоляцию друг от друга.
Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Федерация –
светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и
равны перед законом».
На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения
в России регламентируются Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от
19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует
свободу совести и свободу вероисповедания.
В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из
политической системы социализма. В современной России религиозные объединения
(именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и
участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также
светский характер системы государственного образования.
Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле
«секуляризация» означает процесс обращения церковной собственности в светскую), к XX в.
стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время
многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И
с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с
тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с
активизацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде
стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются
попытки создания исламского государства.
В литературе под «теократией» понимается форма государства, где политическая и
духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства,
признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д. Традиционно к
теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация
публичной власти возглавляется лидером духовенства. Вместе с тем в литературе имеется
обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного
общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государ-
ственной власти с социальными институтами, а не только структуру верховного управления
(Е.Н. Салыгин).
Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:
1. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного
управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обожествление фигуры
правителя.
2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует
вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т. п.
3. Примат государства над обществом, авторитарность политического режима,
отчуждение власти от общества и индивида и т. д.
4. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества
производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой
Hosted by uCoz